?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вечером 15 ноября в Центральном Доме журналиста состоялась очередная встреча в рамках общедоступного православного лектория. Перед собравшимися выступил настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии. Его лекция была посвящена православному осмыслению инославия. И – да, это не была лекция в строгом смысле этого слова, то есть докладчик не стал "загружать" слушателей классификациями и въедливым составлением списков отличий православных от инославных. Получился "несерьезный" – так шутливо обещал отец Максим в начале своего выступления – разговор на серьезную тему. Впрочем, не одну.

Спасет ли Бог китайцев?

Отец Максим начал речь с утверждения катехизического характера, без которого разговор об инославии по сути невозможен. Утверждение такое: у нас, у православных христиан, есть единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова:

– Есть Церковь, которая вратами ада неодолима, которая существует и будет существовать на земле до окончания истории, которая нераздельно таинственным образом связана с Церковью Небесной. Да, Церковь одна. Но при этом мы не можем согласиться, как с ложным подходом, с так называемой теорией ветвей. Существует воззрение, более всего распространенное у протестантов, что христианский мир существует – промыслительно или попустительно – в виде разного рода кустарников и веточек. Есть ветвь древневосточного христианства (сюда относим православных, коптов, Армянскую Апостольскую Церковь и т.д.), а есть – западного. Эта вторая ветвь – мощнее, если говорить о количестве. От него когда-то отпочковалась веточка протестантизма, которая потом разрослась так (вплоть до всевозможных сект), что сегодня за этими мелкими прутиками не видно самого дерева... И вот считается, что все это вместе – Церковь Христова. Можем ли мы с этим можем согласиться? Нет.

По словам отца Максима, такой подход к рассмотрению устройства Церкви предполагает определенный вероучительный минимализм:

– Получается, что все, кто во Христа хоть как-то верят, хоть как-то Бога Троичного признают, и в какой-то мере авторитет Священного Писания как Богодухновенной Книги принимают, и образуют Христову Церковь. Но тогда непонятно, за что боролись святые отцы Церкви. Вспомним время борьбы с ересью Ария – тогда жизни не жалели, евхаристическое общение прерывалось ради одной буквы. Вопрос стоял так: как правильно учить о Сыне? Сын единосущен (по-гречески "омоусиос") Отцу или Сын подобосущен (по-гречески "омиусиос") Отцу? Одной буквой, йотой, отличаются эти два слова в греческом языке – но за этой буквой стоят два разных понимания того, Кто такой Бог, что такое спасение, Боговоплощение, как относятся друг к другу Первое и Второе Лицо Святой Троицы. Ради этой буквы собирались Соборы, люди шли в ссылки. И если бы все это не имело значения, то этого бы и не происходило.

Без Церкви нет спасения. Мало кто не знает этого выражения – разве только человек, совсем далекий от религиозного осмысления мира. Его приписывают священномученику Киприану Карфагенскому или блаженному Августину – у них обоих есть похожие мысли. Но главный вопрос не в авторстве этих слов, а в том, как их понимать.

– Значат ли они то, что только тот, кто пребывает в видимой ограде Церкви здесь, на земле, спасется? А как же быть со спасением людей, которые к единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, явленной как сообщество Поместных Православных Церквей, не принадлежат? Как быть с миллиардом китайцев? Как быть с католиками? Неужели мы скажем, что они не могут спастись? Ведь тогда получается, что все люди, находящиеся вне Церкви – своего рода вторичный продукт "производства", вторичный продукт творения, нужный только для нашего спасения? А что мы тогда скажем о Боге? Что такое в таком случае Христова Жертва ради всего мира? Возникает довольно серьезный вопрос: как нам соотнести то, что без Церкви спасения нет, с тем, что миллионы людей находятся вне церковной ограды? Более того, большинство представителей человеческого рода не относились к Церкви Христовой и за все годы ее истории на земле. Господь спасает праведных людей Ветхого Завета Своей Жертвой, сходя во ад. Но если следовать только логике, то спасает тех, кто умер до 17 нисана 33 года. А что стало с теми праведниками, что умерли 18 нисана 33 года? Можем ли мы Бога связать категориями времени и пространства, Который Сам есть обладатель времени и пространства?..

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars