k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Category:

Библейское и святоотеческое учение об отношении к язычникам, как обоснование законности благожелател

Библейское и святоотеческое учение об отношении к язычникам, как обоснование законности благожелательной миссии в их среде

"Итак, не бойся молиться за язычников - и Бог этого хочет.
Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет.
А если надобно молиться о язычниках, то очевидно - и о еретиках,
потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их.
Это и по другой причине достойно одобрения – по той,
что мы с ними одной природы. Кроме того,
Бог одобряет и благосклонно приемлет
нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу"
(Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею. Беседа 7.2)

"У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы.
Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего,
потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие"
(Иоанн Златоуст, Творения. Т. 2. - С. 25–26)

Евангельское учение о проповеди начиналось общим призывом: "…на путь к язычникам не ходите…" (Мф. 10, 5). Ветхозаветное отношение к язычникам было достаточно определенным: так, например, в четырех местах Пятикнижия имеются предостережения о следовании их порочному образу жизни (Лев. 18, 3; 20, 23; Втор. 12, 30-31; 18, 9-12). В первую очередь, осуждается язычество египтян: "По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…",но далее говорится более о предосудительном образе жизни язычников "земли Ханаанской" (Лев. 18, 3). Запрещается следовать "обычаям народа" (20, 23) и, прежде всего, их форме чуждого служения, посвященного иным богам (Втор. 18, 12).



Чуждое служение (евр. авода зара) представляется как любая форма служения или культа, не связанного со служением и культом Богу израильтян. Отвергается не существование языческого культа как такового, а его действенность, его мистическая реальность (Ис. 66, 3). Позже такое отношение к языческому культу найдет место и в самих новозаветных текстах. Ап. Павел учил об идолах и языческом культе: "…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог…" (1 Кор. 8, 4-6). Подобные слова направлены именно против двоеверцев, совмещающих веру в Единого Бога с верой в действенность языческих мистерий, церемоний и обрядов. На протяжении всего Ветхого Завета мы сталкиваемся с подобным двоеверием, совмещением служения Богу и служения идолам. О сыне царя Давида сказано: "И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах" (3 Цар. 3, 3). Ап. Павел категорично выступает против подобной практики: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?" (2 Кор. 6, 14-16). Подобное суровое отношение к двоеверию получило продолжение и в самих церковных канонах. Ап. Павел, не признавая значимости (реальности) языческого поклонения идолам ("идол в мире ничто"), догадывался о том, что злые духи могут использовать идолопоклонство в своих собственных целях: "…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (1 Кор. 10, 20). Но подобная опасность для него существует только по отношению к двоеверным. Сами верующие в его понимании не могут оскверниться и от самого идоложертвенного, вкушение которого, скорее, должно запрещать ради немощных в вере: "Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее" (1 Кор. 10, 28). Сам ап. Павел, похоже, придерживается совсем иного принципа: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит. 1, 15). Позже в истории Церкви вкушение идоложертвенного будет граничить, а иногда и являться открытой формой отречения от Христа.

Итак, начиная именно с новозаветных времен, меняется отношение к язычникам. Хотя в начале Своей проповеднической деятельности Христос призывал апостолов: "…и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите…" (Мф. 10, 5); и Сам сначала отверг хананеянку, пришедшую к Нему (Мф. 15, 22-27). Он же одобрил ее смирение и веру словами: "…о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему..." (Мф. 15, 28). Нечто подобное сказал Христос и римскому сотнику: "…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" (Мф. 8, 10). Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8, 11). Нечто подобное Он произносит, когда узнает об интересе, проявленному к Нему со стороны греков (еллинов): "…пришел час прославиться Сыну Человеческому" (Ин. 12, 23). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: "…ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф. 3, 9), относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком.

Здесь заслуживает нашего внимания и следующий текст из Евангелия от Луки, который начинается прямой речью Христа: "Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости" (Лук. 4, 25-28). Подобное отношение Сына Божия к язычникам не могло не волновать книжников и фарисеев.

Читайте далее...
https://k-istine.ru/mission/mission_steniaev-06.htm
Tags: Апологетика, Основы Православия, Основы православной миссии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments