Современное неоязычество не выходит за рамки укоренившегося в обществе урбанистического мировосприятия. Мировоззренческая установка неоязычников на восстановление личного сакрального взаимодействия с миром в значительной степени реализуется через “святые места”, притягивающие к себе тысячи паломников, жаждущих соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума тайной. В данном случае мы имеем дело не с возвращением к древнему языческому мировосприятию, а с перенесением функции храма на природный объект или чаще на археологический памятник.
Каждое природное место вызывает у человека или группы людей особые ощущения, имеющие смысл и значимость в системе ценностей. Символика мест часто влияет на поведение людей. Образ среды ассоциирован с определенными эмоциями и поведенческими ожиданиями, при этом воздействие среды может не осознаваться. На Южном Урале этот процесс можно проследить на примере Аркаима - протогорода эпохи бронзы, превращенного в сознании неоязычников в псевдохрам. Организация пространства и мистический ореол, которым она обладает, наделяет Аркаим свойствами виртуальной реальности.
Девид Дойч определяет виртуальную реальность не просто как технологию моделирования физических сред с помощью компьютеров. Виртуальная среда создается для нас нашим бессознательным. Она включает знание нефизических миров логики, математики, философии, а также воображение, вымыслы, искусство и фантазии. Таким образом, термин “виртуальная реальность” применим к любой искусственно сконструированной среде, в которой могут быть актуализированы миры, созданные сознанием. “Виртуальные миры” играют в наше время значительную роль в сложной сети взаимоотношений между человеческим “я” и реальностью. Внутри них мир приобретает магический смысл, и возникает иллюзия возможности “подчинить” себе силы природы. Вокруг Аркаима на ментальном уровне моделируется именно такая “реальность”, вводящая человека в пространство фантазий и абстракций, где он теряет критерии различия реального и иллюзорного. Ее воздействие на человека сродни воздействию компьютерной виртуальной среды на оператора.
Читать далее...