k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Categories:

Вы все еще хотите к "сильному" учителю?

Вы все еще хотите к "сильному" учителю?
Нейропсихолог Анна Высоцкая о "сильных" учителях, которые делают обучение в школе невыносимым.

Диагноз: "сильный" учитель
Среди клиентов нейропсихолога есть особая категория детей – те, кто учится в "сильных" классах, у "сильных" педагогов. Многим из этих детей можно было бы поставить дефицит функций программирования и контроля собственной деятельности.

Если простыми словами, мы видим ребенка вялого, пассивного, никогда самостоятельно не садящегося за уроки, ждущего указаний от взрослого, где, что и как писать… в любой свободный момент играющего (катающего машинку под партой, крутящего карандаш).



Порой такие дети говорят "детским" голосом, коверкая слова, шутят, пытаются иными способами снять напряжение с учебной ситуации. В народе это называется "дурковать". В учебе, даже если мама сидит рядом и помогает делать уроки, ребенок часто зависает, как бы выпадает из реальности, забывает, о чем только что шла речь. Приготовление домашних заданий растягивается до ночи.

Когда мы начинаем решать вместе задачи, ребенок пытается сразу угадать верный ответ, а когда мы снова и снова возвращаемся к анализу условия, не слушает и не пытается разобраться. Стратегия угадывания становится любимой и быстро прилипает, мозг любит экономить ресурсы, а здесь – экономия на лицо, имитация деятельности.

Лирическое отступление – обучение, построенное на имитации обучения, не ведет к развитию самостоятельного мышления и вообще проактивного, осознанного подхода к жизни, если глобально.

Далеко не всегда я нахожу у ребенка реальные трудности, чаще это иллюзия. И когда мы раскручиваем семейную и учебную ситуацию, в которой находится ребенок, выясняется нередкий и неутешительный "диагноз". Имя ему – "сильный учитель".

Именно к таким учителям хотят попасть родители на подготовке, именно ради таких учителей мамы нанимают репетиторов еще до школы, чтобы подтянуть ребенка по навыкам чтения, письма и счета. Сами того не ведая, они попадают в ловушку школьного невроза. И в момент прихода к психологу, помощь чаще бывает нужна родителям, а не ребенку. Так как ощущение бесконечного бега в колесе, чувства вины и стыда, злости на своего ребенка и на учителя тоже, усталости и выгорания делают обучение в школе невыносимым, а зачастую портят и климат в семье.

Почему я пишу "сильный" в кавычках, и кто он – этот "сильный" учитель? Сила его не в педагогическом даре и запасе терпения, а прежде всего – в высоких ожиданиях от своих учеников.

В самих ожиданиях, казалось бы, нет ничего плохого. Так называемая "планка" – то, чего многие ждут от амбициозных педагогов. Если только за этой планкой не теряется сам ребенок.

"Сильный" учитель – невротик. Чаще всего он страдает неврозом перфекционизма, а успехи своих учеников отождествляет со своими собственными. Таким образом, грязь в тетрадях, неровный почерк, исправления и зачеркивания, низкая скорость чтения – воспринимаются им крайне болезненно, ранят на психологическом уровне. "Сильный" учитель не может принять идею индивидуального темпа в усвоении учебного материала. Он ищет причины детских промахов достаточно весомые, чтобы успокоить свой невроз.

Чаще всего именно "сильные" учителя ставят детям диагнозы – дисграфия и дислексия – и отправляют их на консультации к специалистам. Но никогда (!) "сильный" учитель не просит рекомендаций по работе с ребенком. Он просит констатации "диагноза", внешнего оправдания трудностям ребенка, ярлыка.

Читайте далее по ссылке, приведенной в комментарии...
https://k-istine.ru/up-bringing/up-bringing_visitskaia.htm
Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments