k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Categories:

"Бхагавадгита" в Третьем Рейхе

Бхагавадгита" в Третьем Рейхе

"Воюющему Роду"
Интерес к изучению индийской метафизики, проявивший себя в Третьем Рейхе посредством оснований кафедр санскритологии, сравнительного индогерманского религиоведения и т. д., трудно назвать беспристрастным. Однако сказать, что он был мотивирован исключительно расовой доктриной, было бы непозволительным огрублением. При изучении индийской традиции нацистскими религиоведами двигали более существенные мотивы, чем простое отождествление себя с потомками древних арьев. В настоящей статье мы постараемся рассмотреть тот образ "подлинной индогерманской религиозности", который возникал у нацистских религиоведов при чтении "Бхагавадгиты". Разумеется, этот образ будет расходиться со многими современными представлениями, равно как и сам образ "Бхагавадгиты" получится не совсем обычный. Но именно это и составляет суть нашей задачи - выявить специфику прочтения "Бхагавадгиты" религиоведами Третьего Рейха.



Основным источником будет книга тюбингенского религиоведа, руководителя "Общины германской веры" и едва ли не крупнейшего нацистского специалиста по индологии - Якоба Вильгельма Хауэра (1881-1962) "Индоарийская метафизика борьбы и действия" [1]. Книга посвящена не какому-либо отдельному человеку, а целому "Воюющему Роду". Такое посвящение звучит весьма необычно. Из контекста рассуждений самого Хауэра становится понятно, что речь идет о варне кшатриев, чей родовой этос опоэтизирован в "Бхагавадгите", а затем, соответственно, и в работе самого Хауэера.

Понятие "Рода" здесь интересно тем, что в нем размываются границы между такими понятиями, как варна, дхарма, гуна и раса. Все эти базовые понятия индоарийской метафизики признаются реальностью "Изначальной Природы" (Urnatur) Единого Абсолюта, который развертывает себя во времени и пространстве, являясь извечной Основой (Urgrund) и Подосновой (Abgrund) этого мира. Брахман "действует во всех космических областях, простираясь над всем бытием и становлением" [2]. Благодаря тому, что в мире он проявляется по-разному, все "космические формы бытия" (kosmiscfae Seinsformen) подчинены закону внутренней иерархии, явленной также на уровне форм - в виде варновых, расовых и прочих различий. Об этом говорится уже в "Ригведе", где можно найти указания на различие между "белой и черной кожей" как базовое различие между "цветом ариев и цветом дасью" - так называли темнокожих аборигенов Индостана, принадлежавших к дравидийской группе, уничтоженной или порабощенной пришедшими ариями. Это цветовое различие и являлось "варной" - в изначальном, антропологическом понимании этого слова.

Если следовать описаниям "Ригведы", воинственный Индра имеет светлые волосы и светлую бороду (РВ X. 96). Многочисленные аналогичные свидетельства исследователей и путешественников были собраны и обобщены в работе Ганса Гюнтера "Нордическая раса у индогерманцев Азии", вышедшей в Мюнхене в 1934 году [3]. Тот факт, что сегодня эти земли заселяют темнокожие и темноглазые потомки ариев, указывает не только на влияние жаркого климата, но и на произошедшее смешение с автохтонами. Под воздействием этих двух факторов формировалась душа индоариев, во всей ее динамике и простоте. Основными центрами, между которыми эта динамика возникает, являются для Хауэра два стремления, которые он называет двумя жизненными полюсами (Lebenspole) индогерманской души: это погружение вглубь себя и выход в мировую борьбу посредством действия. Здесь очевидно влияние К. Г. Юнга, которое Хауэр и не думает скрывать, переводя свой разбор "Бхагавадгиты" на язык "Самости" и "архетипов". Однако если Юнг обозначил указанную полярность как противостояние интроверсии и экстраверсии, Хауэр предпочитает говорить о "миропринятии" и "мироотрицании" (Einkehr und Welthinkehr). Первое является предельной формой установки активного деятеля, второе - извечным соблазном для созерцателя.

Читайте далее по ссылке, приведенной в комментарии...
https://k-istine.ru/india/india_kondatiev.htm
Tags: Апологетика, Индуизм, Оккультизм
Subscribe

  • У Александра Свияша проблемы с кармой

    У Александра Свияша проблемы с кармой В последние годы имя Александра Свияша получило широкую известность в оккультно-эзотерической среде.…

  • Приманки лженауки

    Приманки лженауки Вопрос притягательности лженаук, заманчивости научно не обоснованных рецептов является очень сложным, поскольку тут, конечно, имеет…

  • Шевалье Рамсей и новое масонство

    Шевалье Рамсей и новое масонство. Шотландский баронет Андре Мишель Рамсей [1] (1686 – 1743) занимает чрезвычайно важное место в истории масонства. Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments