k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Category:

Расцерковление: беда Церкви или проблема уходящих?

Расцерковление: беда Церкви или проблема уходящих?
Тема ухода из Церкви людей, годами приступавших к Таинствам, участвовавших в церковной жизни, сознательно относящихся к своему мировоззрению, стала широко обсуждаться. В круглом столе, посвященном этой проблеме, по приглашению "Татьяниного дня" приняли участие протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Павел Великанов, протоиерей Максим Козлов, священник Валерий Степанов, писатель Сергей Шаргунов, писательница Олеся Николаева, журналист Ксения Лученко, главный редактор журнала Russia Profile Андрей Золотов и регент Екатерина Малеина.




Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова:

Мы сегодня будем говорить о таком явлении, как расцерковление. Последнее время на разных православных ресурсах, "Богослов.Ru" и других, появляются публикации на эту тему. У разных людей, священников и мирян, есть ощущение, что феномен этот присутствует не только на индивидуальном уровне, но в жизни нашей Церкви.

И отправной точкой для разговора можно сделать очень яркий, искренний, художественно выразительный рассказ Сергея Шаргунова, опубликованный в Литературной газете и републикованный на нашем сайте "Как я был алтарником". Просто потому что, на мой взгляд, он отражает некое поколенческое видение, ощущение ситуации. Это не личный только опыт. То есть, он личный, несомненно, но как настоящий художественный опыт, он больше, чем личный.

Первый вопрос будет такой: существует ли, действительно, проблема расцерковления или это надуманное явление: вот не о чем писать православным сайтам, они и пишут? Мы знаем, что такое случается у нас на православных ресурсах, что за отсутствием значимых инфоповодов начинают писать о чем-нибудь, чтобы заполнять пространство и оправдывать влагаемые средства. Или в данном случае это не так, это явление, о котором нужно говорить? Если оно существует, то, какие у него могут быть формы, какие виды расцерковления? На мой взгляд, здесь, по крайней мере, можно обозначить несколько позиций. Первая – это реальное расцерковление людей, которые жили церковной жизнью, имели этот опыт прикосновения, жизнь в Таинствах, пребывание в церковной общине, а потом это для них перестало быть важным, больше это в их жизни не обретается как необходимость. Вторая – опыт людей, которые вроде бы воцерковлялись, но, на самом деле, не воцерковились. Мне представляется, что это разные вещи.

Еще одно разделение, которое, на мой взгляд, нужно сделать, это расцерковление взрослых людей, ментально состоявшихся жизненно, интеллектуально, духовно. И вопрос с теми нашими детьми-подростками, собственно, рассказ Сергея об этом, которые в 15-20 лет выросли, неважно, в старых или новых церковных семьях, но в церковной среде в новой ситуации, в которой мы оказались, и которые в этой среде не захотели остаться. Я думаю, будет справедливо, если Сергей, как автор публикации, от которой мы отправляемся, первый выскажется на эту тему.

Сергей Шаргунов, писатель:

- Тема, действительно, непростая. И здесь будет интересно услышать мнения всех остальных, в первую очередь, потому что то, что я написал в "Литературной газете", это, на самом деле, глава из новой книги, рабочее название – "Книга без фотографий". Там рассказываются отдельные истории жизни через метафору фотокарточек. Такой, что называется, "ранний мемуар". И в данном случае, почти без вымысла, я рассказал о Скорбященском храме, о своем служение алтарником с 4-х лет. Причем это ведь разные среды, потому что, когда мне было 4 года и я оказался в Скорбященском храме, это была еще советская система и несколько иное положение церкви, и вообще это были, может быть, даже иные типажи внутрицерковной жизни. Потом это все поменялось, и открылся заново храм Николы в Пыжах, и там я уже служил алтарником. Я постарался с почтением и благоговением рассказать об этом, но при этом честно, как, в общем-то, и положено человеку пишущему. Мой опыт – конечно, это опыт сына священника, и я думаю, что этот же опыт сродни опыту многих, кто либо выбирает какую-то свою дорогу, либо все-таки наследует той линии, которая была предложена сызмальства.

Я в этом смысле смотрю на других ребят, которые служили алтарниками вместе со мной, и я вижу, как некоторые из них были очень церковными и даже более церковными, чем я, и они постоянно выполняли все, что от них требовалось в алтаре и были даже для меня определенным примером, я думал, что эти ребята пойдут дальше, но прошло какое-то время, человек, допустим, заканчивает школу, поступает в институт или получает паспорт, неким образом чувствует себя более самостоятельным. И вот уже его мама, которая работает за свечным ящиком, с грустью рассказывает, что Сашка совсем отбился от рук. Есть такой путь.
Читайте далее...
https://k-istine.ru/mission/mission_renegades.htm
Tags: Основы православной миссии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments