Советская власть пресекала всякую религиозную пропаганду, попытки создания религиозных организаций почти всегда жестоко преследовались полицейскими мерами. Незначительное по масштабам страны число зарегистрированных религиозных общин подвергалось жёсткому контролю и ограничениям, так чть представители разрешённых конфессий сполна ощущали себя чужими "на этом празднике жизни", а советскую идеологию и советский режим – враждебными силами.
После 1991 г. произошло драматическое исчезновение атеизма – сейчас различные социологические опросы показывают, что атеистов много менее 10% населения. Тот факт, что большинство россиян не является практикующими православными или представителями каких-либо других традиционных церквей, не приближает их к атеизму. Вера в "высшие силы", реинкарнацию, целительство, внеземные цивилизации, астрологию – всё то, что вместе с вольными заимствованиями из христианства составляет современную массовую религиозность – не в меньшей степени, чем догматическое традиционное христианство враждебно атеистическому марксизму, советской идеологии.
Духовный, парарелигиозный стержень советской идеологии – социалистическая идея, вера в построение светлого справедливого будущего, гордость за успехи своей страны, признание разумности тех жертв, которые приносились на алтарь побед, - оказалась неразрывно связанной с политическим режимом и не смогла эволюционировать в жизнеспособные для постсоветского времени формы.


Николай и Елена Рерих
Конечно, нам могут возразить: а как же нынешние коммунисты? Действительно, нынешняя коммунистическая партия, чью идейную позицию разделяет около четверти населения страны, претендует на то, что она сохраняет преемственность с советским прошлым и в то же время синтезирует "традиционные духовные ценности русского народа". Однако и то, и другое ей удаётся плохо. Стариковская ностальгия по прошлому – по великой державе Советскому Союзу – это не социалистическая вера в социальный прогресс и ответственное перед гражданами государство. Попытки нынешних коммунистов восстановить разорванную связь времен, утвердить некий, по сути, внеидеологический "российский патриотизм" также внутренне слабы и неубедительны, потому что до последних лет существования советской власти она упорно отрицала свою преемственность с дореволюционным прошлым.
Еще в большей степени "несходимость" советских и досоветских ценностей очевидна в случае собственно религиозной идеологии. Воинствующий атеизм советской власти, догматическое подавление религиозной жизни, кровавые гонения первых десятилетий советской власти - слишком серьезный аргумент против возникновения идейного сплава коммунистической идеологии и православия. Попытки части коммунистов и некоторых православных священнослужителей создать симбиоз из двух враждебных до 1991 года идеологий не воспринимаются широким общественным мнением. Московская Патриархия отмежевывается от безбожной власти и, как правило, стремится представить свою роль в жизни общества до 1991 года более оппозиционной, чем она была на самом деле.
Читайте далее...
https://k-istine.ru/sects/roerichi/roerichi_lunkin.htm