29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации".
Ознакомившись с его текстом, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает необходимым заявить следующее:
1. По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:
– противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному принципу "разрешено все то, что не запрещено законом", вступая тем самым в противоречие с основаниями российского права;
– нарушают конституционное требование правовой определенности, что создает "возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона" [1];
– при применении на практике могут привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского и международного права, таких как:
право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну [2];
право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей) [3];
право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда) [4];
право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища) [5];
право на конституционную презумпцию невиновности [6];
право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей) [7];
право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями [8];
право на уважение к семейной жизни и т.п.
– содержат положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") [9], что "создает условия для проявления коррупции" [10].
Фактически, законопроект направлен на создание новой системы правовых норм, параллельных существующим нормам уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях (защищающим граждан от реального противоправного насилия).
Эта новая система правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции виновности лиц, объявляемых "нарушителями", не предполагает для них никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой вины. Это представляется совершенно недопустимым.
В силу неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано "семейно-бытовым насилием", любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен "нарушителем" и подвергнуться "мерам профилактики" имеющим откровенно репрессивный характер.
Читайте далее...