?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Феофан Никейский. Послание первое к своей пастве. Об отношение ко всем радостям и скорбям

Митрополит Никейский Феофан III (ок. 1315–1381) – один из интереснейших и сложнейших по глубине и возвышенности мысли богословов Палеологовского православного возрождения.

Феофана Митрополита Никейского, послание к Никейцам, учащее каково должно быть истинно-христианское отношение ко всем представляющимся радостям и скорбям; при конце же призывающее всецело отвращаться от всякого общения с еретиками; послано оно было им тогда, как только он был избран во епископа сего града [1]

Вы, составляющие население Никеи или окрестностей ее, некогда цветущего и блистательнейшего из городов, а ныне плененной врагами, о Божии судьбы! и находящейся в рабстве, лучше же сказать представляющей только призрак ее по имени и надписи, на подобие безжизненных статуй, имеющей известность, - как сущие в различных степенях священнического звания, так и все прочие учащиеся по Христу, - благодать вам да будет, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего.



1. Довожу до вашего сведения, возлюбленные братия, что благоволением и благодатью всемогущего Бога, призывающего по Своему произволению "сущая, яко не сущая", общим постановлением Всесвятейшего Владыки нашего Вселенского Патриарха и сущего с ним божественного и священного Синода, я, малейший, был наречен и произведен в избранники и т.ск. в обручники вашей святой Божией Церкви. Поэтому, прежде всего, посылаю вам мое благословение во Христе и выражение моей любви [2], которую, как некое отеческое наследие, мы восприяли от Самого Спасителя нашего Бога, которую и мне уделите обильно, так чтобы нам иметь стойкость и великодушие, чтобы быть в силах помочь друг другу перед лицом всегда нападающих на нас искушений. Молю же вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, предавшего Себя Самого за грехи наши, ради того, чтобы избавить нас от лукавого - предначну богодухновенными Павловыми словами, поскольку и он вас, через меня, увещевает ко всему этому - чтобы вы вели достойный и согласный с законами Евангелия Христова образ жизни. Потому что вам, возлюбленные, как находящимся среди людей дурных, нечестивых и грешных, следует особенно проявлять большую бдительность и внимание, дабы на основании постоянных бесед с ними и большой близости, некие или не споткнулись бы в отношении веры или не приобщились дурным делам оных людей.

"Ибо беседы злы", говорится, "тлят обычаи благи" [3], и, как говорят Святые Отцы, легче перенять зло, чем передать добродетель. Но и многое другое еще может быть отнесено к вышеприведенному, могущее помочь и заставить быть начеку по отношению их лжи и порочности, которые наносят большой вред тем, которые недостаточно осторожны в отношении себя. И, вот, во-первых, такой опасностью представляется покатая плоскость наслаждения и общая распущенность и недисциплинированность образа жизни, и позволение себе совершать всякое плотское вожделение невозбранно. К этому присосеживается наш невидимый враг и обвинитель диавол, действуя заодно с нашей предательской плотью, имея своих подданных и исполнителей - на вид ласковых, как бы кто сказал, врагов наших, которые сообитают с нами и на подобие неких бесплодных пчел примешиваются к Христову пчельнику и пытаются выкрасть мед добродетели нашей, и под видом дружбы и ложной любви советуют и убеждают всегда к тому, что ведет к гибели, и как приманку, как я сказал, на крючке смерти выставляют удовольствие.

Таким образом, возлюбленные, наподобие некой подводной скалы, ведется скрытая и коварная война, которая гораздо труднее и опасней войны открытой и издавна ожидаемой. Потому что для такой войны, вооружившись и приготовившись кто заранее, будет неуязвим, непоколебимо и непобедимо противостоя всякому предприятию и нападению противников; против же арабских волков, приходящих к вам в овечьей шкуре, сказать евангельски, легко кому обмануться и неожиданно, принимая их за друзей, впасть в руки врагов. Так и на Адама, началозлобный враг и супостат наш напал через Еву, спутницу жизни и подругу его. И путем удовольствия и славолюбия внес горчайший яд в их сердца. Ибо не от чего иного так легко проистекает польза или же вред, возлюбленные, как от общенья с людьми, с которыми общаемся и вместе живем и от немалой близости с ними на основании постоянных бесед.

Посему и мудрый Хранитель нашего естества желает, чтобы наше спасение всегда совершалось при помощи людей, а не чрез ангелов, хотя они и куда более могущественны, чем люди. Это и лукавый хорошо сознавая, не перестает действовать против нас через такого рода людей, имея спомоществующей и содействующей ему в этом деле также и нашу плоть, которая предпочитает услаждение вместо того, что служит ей на пользу и является самым прекрасным. Она не дурна по своей природе, потому что никакое творение Божие по своей природе не является дурным, но от удовольствия она возбуждается и становится как бы неистовой.

Но если кто немного побдит, и беспечность, как бы некий сон, отряхнет от души, тот, как паутинную ткань, разорвет и уничтожит все эти разновидные и тяжкие (диавольские прилоги), имея содействующей себе божественную помощь, которая легко выравнивает все тяжкое и мучительное и делает человека страшным и непобедимым для врагов, и злодейски вводимые ими ухищрения и уловки (та миханимата каи софисмата) сводит на нет. Потому что обрати, вот, внимание: отсюда, через нечестивых, лукавый как бы представляет пред наши очи нечистую и выражающуюся в любви к удовольствиям жизнь, протекающую в пьянстве, блуде и всяком ином бесчинстве. С другой же стороны, представляя пред наши очи трудность и напряженность евангельского, лучше же сказать, ангельского образа жизни, а прежде сего - показав противоположный сему образ жизни, он пытается скрыть то, что находится по другую сторону.

Но благодать Божия, прекрасно противостоя такому обману, показывает нам: какой конец будет каждого из этих вышереченных двух путей. Узкий и тесный, говорит, путь вводит в вечную жизнь идущих по нему. Широкий же и просторный, путь ведет к гибели (Парафраза Мф.7:13,14). Прекрасно Христос назвал их "оными путями", обозначая этим и мимотекучесть и вместе скорый конец и всегдашнее убавление нынешней жизни. И можно сказать, Он обращается ко всем: так чтобы тягость и стеснительность образа жизни у порядочных людей, не ослабила бы у них напряженности в усердии, потому что в то же время они помышляли бы как о краткости и мимо текучести таких вещей, так и представляли себе о том, что вот-вот воспримут блаженный покой и блаженную жизнь. А, с другой стороны, чтобы ширина пути, которой склонны были бы поддаться недисциплинированные, соблазнившись возможностью удовлетворяться до пресыщения страстными наслаждениями, не прельщала их, потому что при этом они предвидели бы, что такому образу жизни угрожает скорый конец, соответствующий сему пути, именно: гибель и неугасающий огонь и неумирающий червь. Но когда, действуя такого рода ухищрениями, изворотливый и принимающий разные виды змий потерпит неудачу в борьбе с твердой настроенностью человека следовать доброму пути жизни, он отнюдь не остается в покое, но уже противоположными махинациями пытается разрушить твердыню нашего терпения и веры, возбуждая на нас напасти и скорби разнообразные и со всех сторон, опять используя средства, свойственные его злобе и могущие более помочь ему в этом деле. И теперь он причиняет нам убытки и грабежи имущества; в другом же случае - подвергает нас тюрьмам и бичам, поношениям и насилиям и бесчестиям, а иногда и плену и угрозам насильственной смерти, дабы ослабев от этого, мы бы или предались распутству или же впали в нечестие, которое обещает нам освобождение от всех этих зол, и в то же время - обильный источник наслаждений нынешнего века, при условии если на это мы обменяем Благочестие и добродетель [4].

Однако все его козни и осады мы могли бы державно перенести, если пожелаем быть бдительными, приобретая в Христе нерушимый Щит и Оплот, в изобилии обладая благородными и чудными примерами, именно взирая на терпение и выдержку у святых и на их сопротивление греху, простирающееся до пролития своей крови.

Читайте далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars