?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Проблема "добра" и "зла" в учении секты Виссариона ("Церковь последнего завета")
Чем грозит человеку принятие учения о неразличении добра и зла? Может ли подобный релятивизм принести личности пользу? В данной публикации автор дает ответы на эти вопросы на примере рассмотрения доктрины "Церкви последнего завета".



Сергей Тороп

Проблема "добра" и "зла" является важнейшим вопросом для каждого человека, поскольку связана с поиском высшей правды, в соответствии с которой следует строить жизнь и ожидать воздание на земле и в будущем (после смерти или завершении земной истории). С нею связан вопрос теодицеи: как примирить существование зла и страданий с всеведением, благостью и правосудием Божиим [1]: если Бог есть любовь, то почему существует зло? Поэтому ее относят к "вечным" темам, волнующим и конкретного человека, и общество, и мир в целом [2], или к "проклятым" [3], т.к. ни одно из предложенных за многие годы решений не является для всех удовлетворительным.

Если в современном общественном сознании понятия добра и зла делаются все более и более размытыми [4], то интерес к этой теме не теряет свою актуальность в религиозной среде, где ее христианскому пониманию противопоставляются сектантские концепции. Одна из них выдвинута С. Торопом, основателем секты "Церковь последнего завета" (ЦПЗ), известного под именем Виссарион.

Представление ЦПЗ по этой теме предопределено ее учением о бытии, основанном на монистической идее самопроисхождения всего из одного начала. Все бытие у Виссариона произошло случайно и беспричинно. Ему не предшествовало ни разумное начало, ни Бог или Творец. Материя из статистического, пассивного состояния самопроизвольно пришла в движение, стала уплотняться, обрела самосознание, и в результате этого процесса появился – "единый" [5]. В какой-то момент "единый" осознал, что дальнейшее уплотнение неизбежно приведет к разуплотнению, и решил вывести из себя избыток энергии, послуживший "материалом" Вселенной. Избежав разрушения, "единый" "перешел к состоянию вечного существования" [6].

В ходе эволюции материи по законам единого появились планеты, в т.ч. земля, на ней возникли органические соединения, затем растительный и животный мир, и, наконец, существа, обладающие разумной плотью, но не имеющие душ. Так появилась земная цивилизация, наряду с многочисленными внеземными цивилизациями. Эту мифологему Виссарион назвал творением материального мира [7].

"Единым" установлены строгие законы развития цивилизаций, но их эволюция имеет предел, ограничивающий "во благо Гармонии расширение возможностей подвижного разума" [8], при условии выхода за границы которого всем цивилизациям грозит саморазрушение: "ежели существует предел, выше коего нет развития, то сей предел есть начало смерти" [9]. По другой версии – в их развитии наступит застой.

Материальный мир знает о существовании своего творца, но между ними нет общения, поскольку "единый" не имеет эмоций [10], не огорчается [11], не имеет сочувствия, сострадания, не готов оказать помощь и не будет ее оказывать, потому что это не присуще его бытию, следовательно, с точки зрения Виссариона, он не может быть назван богом. Поэтому все цивилизации "единому" не поклоняются, а лишь трепещут перед его законами.

"Единый" является источником безличного духа жизни [12], питающего энергией психофизическую природу человека [13] и все разнообразные формы материального мира [14]. Ему отведена одна из важных ролей в теогонии: от его соединения с природой ("матушкой-землей") появилось второе начало – "отец небесный" [15], прошедший тот же путь становления: уплотнение материи, появление сознания и сверхсознания. Сверхсознание "отца небесного" более универсально, чем у "единого", в силу того, что "отец небесный" обладает сверхтонкой природой. Поэтому он может постигать законы нижележащего материального мира, тогда как "единый" постигает только материальный мир [16].

В мифологии Виссариона "отец небесный" – единственный персонаж, удостоившийся имени бог. Другие его имена: сын "единого", бог-сын [17], великий отец душ человеческих, бог, начало истины духовного бытия, источник "святого духа" [18], сын единородный [19], господь [20], бог человечества [21].

Появление "отца" – один из центральных моментов в космогонии, т.к. он стал началом бытия, обладающего более утонченной природой, чем "единый" и его материальный мир, поэтому Виссарион именует это бытие духовным. "Отец небесный" создал из себя души, наделив их более плотной в сравнении с собой субстанцией, и вселил их в человеческие тела на земле. Из него исходит энергия ("дух святой"), "подпитывающая" души людей [22]. "Отец небесный", как "начало нового Бытия (душ)" [23], в отличие от "единого", присутствует только в том, что он порождает, т.е. в душах людей [24]. Появление душ открыло ранее неизвестный путь развития земной цивилизации и новые законы в бытии материального мира.

Все внеземные цивилизации не знали о его существовании [25] и бессильны его познать [26], как превосходящего их по бытию. Исключение составляет земная цивилизация, представители которой обладают одноприродной "отцу небесному" субстанцией – душой.

Таким образом, в ходе эволюции материи из одного начала произошли, по меньшей мере, два начала: "единый" и "отец небесный", и, соответственно, два мира – материальный и духовный [27]. Фактически материальными являются оба мира, как произошедшие из одного источника, но лже-Христос их сознательно разводит.

Эти два мира и, соответственно, законы их бытия существенно различаются. Законы развития грубой материи запечатлены во всех вещах, обладающих плотной материей. Поэтому разумные существа, обладающие плотским разумом, могут их познавать, но законы духовного мира отражены только в сверхтонкой материи души "единого", кроме них постичь этот мир никто не может. Два виссарионовских мира пересекаются в человеке, обладающем и плотским разумом, и душой (земная цивилизация) [28].

Читать далее...

Tags:

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars