?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В церковных канонах ничего не сказано об увлечении компьютером, бесцельном сидении в Интернете, просмотре ленты Фейсбука и Инстаграма, трепетном ожидании "лайков" под созданными нами "постами", но совершенно очевидно, что это те реалии, которые имеют непосредственное отношение к нашей духовной жизни. Мы говорим о том, каким должен быть информационный пост современного христианина.



В Интернет мы заходим также ради развлечения и азарта

Иерей Сергий Бегиян:

Хорошо бы в пост оставить просмотр только православных фильмов и сайтов

– В церковных канонах и правда ничего не сказано о современных СМИ, но зато есть множество запретов на посещение театров, конских состязаний, увеселений смехотворцев и прочее (6-й Вселенский Собор, Трулльский Собор). Все эти запрещения свободно переносятся на современные рельсы, поскольку в Интернет мы заходим также ради развлечения и азарта. Поэтому хорошо бы в пост оставить просмотр только православных фильмов и чтение только православных сайтов.

Из собственного опыта могу сказать, что чем больше времени высвобождается из-за отвержения гаджетов и Интернета, тем внимательнее проходит пост, тем больше сил и времени, соответственно, появляется для молитвы и духовных упражнений. Тем чище и собраннее ты себя находишь в конце поста.



Иерей Сергий Бегиян

Если можешь словом "надо" победить глагол "хочу", то никакое СМИ не навредит

Протоиерей Александр Авдюгин:

– "Успение – ума прозрение" – именно так в народе говорили, вкладывая в это определение не только величие трех Спасов и само неповторимое чудо Успения Богородицы, но и все наши личные приобретения за месяцы от Пасхи до осени.

Разве не так?

Разве не считаем мы по осени собственных "цыплят", которые в результате летних трудов появились? Сколь не говори о плодах творческих, молитве услышанной, семейном благополучии в тихие зимние вечера, вьюга, которая "мглою небо кроет, вихри снежные крутя", не превратится в "мороз и солнце, день чудесный", если летние дни были бесплодны. Потому что – как потопаешь, так и полопаешь, а топаем, то есть делами занимаемся, мы больше всего (даже при наличии летнего отпуска) весной и летом.

Православие многогранно, причем граней этих, по мере взросления духовного и физического, все больше становится. Мирской человек до дня нынешнего так и не понимает, отчего мы радуемся, когда Успение празднуем. У виска пальцем крутит.



Протоиерей Александр Авдюгин

Казалось бы, все понятно, ясно и прекрасно. Но, как всегда, исполнение многократной просьбы Христа "Радуйтесь!" и апостольского призыва "Всегда радуйтесь" (1 Фесс. 5:16) наталкивается на неукоснительные требования, в среде нашей бытующие: запретить, не смотреть, не читать и выключить, ибо все СМИ вкупе с Интернетом есть прилог греха, залог прегрешений, возбудитель страстей и дорога к порокам.

Сам Святейший вместе с двумя митрополитами – Илларионом (Алфеевым) и Тихоном (Шевкуновым) – рассказывают нам о Церкви, посте и грехе по телевидению; "глаголом жжет сердца людей" эрудированный и эпатажный отец Андрей Ткачев; раскладывает все по полочкам мудрый протоиерей Дмитрий Смирнов вкупе с сладкоречивым батюшкой Артемием Владимировым на православных телеканалах, в Интернете и по радио. Но все едино, практика "убрать, запретить и выключить" применяется и внедряется. И не только на уровне приходов…

Постовые ограничения в пище и развлечениях, безусловно, нужны и необходимы, но стены этих запретов лишь справа и слева располагаются, от внешнего греха защищают, а вот вектор вверх, к Небу, в пост открыт, впрочем, как и вниз тоже попасть можно. Если можешь словом "надо" победить глагол "хочу", то никакое СМИ, во всем его многообразии, тебе не навредит. Ты сам выбираешь и анализируешь, что полезно, а от чего надобно воздержаться. Не получается? Храм недалеко, там священник есть. Посоветуйся. Обсуди и реши.

Сможешь это сделать – и смерть Девы Марии обязательно преобразится в Успение Пресвятой Богородицы, а золотая осень только для тебя "отговорит березовым веселым языком".

Мы должны честно сказать: "Что же это я вообще делаю?!"

Священник Валерий Духанин:

Многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета

– Скажу как есть. Исповедь людей открывает священникам страшную правду – многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета. То есть, живи такой человек без ноутбука и разных гаджетов, без выхода во всемирную Сеть, он и не знал бы, какие соблазны существуют на белом свете, в нем не проснулась бы та сила греховной страсти, которой он подпал посредством Интернета. Интернет усилил восприятие многих соблазнительных вещей, соделал грех удобно достижимым, как говорится, не выходя из квартиры, точнее, не отрываясь от кресла перед ноутбуком.

Мы не замечаем, как Интернет переделывает нас под себя. Кто-то настолько ушел в общение в соцсетях, что забывает о семье, фактически не живет реальной жизнью. Особенно это относится к подросткам: всемирная Сеть похищает наших детей. Твой ребенок находится вроде бы здесь же, рядом с тобой, и в то же время не здесь – он весь где-то там, "онлайн". Кто-то завис в играх, кто-то не может шагу сделать, чтобы не запечатлеть этого в Инстаграме. Всё это, вместе взятое, есть страшная несвобода, диктат.

Пост – время духовного пробуждения, отрезвления, освобождения. Взглянуть на себя правдиво, в каком потоке бесконечного пустословия мы плывем – в вацапах, вайберах, ВКонтактах, – в каких сетях мы находимся, чтобы честно сказать: "Что же это я вообще делаю?!"



Иерей Валерий Духанин

На время поста стоит решительно выйти из этого потока, пусть он течет дальше сам по себе. Когда просыпаемся, возьмем в руки не смартфон или планшет, а молитвослов и Евангелие, в тишине сердца помолимся. Когда Бог – на главном месте, то всё остальное – на своем.

Как же удивительна и красива тишина, в которой можно помолиться Господу! Как прекрасно, когда ты не дергаешься на постоянные смс, на переписки, по сути, по пустым вопросам! Начинается пост, скажи себе: "За этот короткий отрезок времени я не буду смотреть в Интернете ничего развлекающего, ничего мирского. Посвящу себя молитве, чтению Евангелия, духовной литературы".

Секрет современного мира – в чрезмерной доступности информации, ее крайней упрощенности: нажал кнопку, ткнул пальцем в экран – и получай всё, что хочешь. Даже думать не надо – всё как на подносе. В этом наша беда: "думать не надо", Интернет сам выдаст ответ на любой запрос. Но какая же это ошибка!

Интернет привел людей к неспособности анализировать, творчески работать, воспринимать серьезные глубокие темы. Всё теперь сводится к крайне небольшим текстовым объемам, смс, зачастую цитатам или просто ярким картинкам. Человек утрачивает способность к более глубокому восприятию более серьезных текстов. С наступлением поста постараемся перейти от смс-цитат к книгам святых отцов, от легкомысленного скитания по страницам Сети — к вдумчивому чтению духовной литературы.

Понятно, что цивилизацию не изменить, и мы плывем в этом потоке. Но хотя бы небольшой отрезок времени попробуем побыть без электронного мира, попробуем просто пожить – и мы сами увидим, поймем, насколько внутри станет легче. Это подобно тому, как только что ты дремал, пребывал в каких-то сонных видениях, не контролировал себя полностью, но вдруг пробудился, и сны вмиг рассеялись, ты радуешься радости дня. Бодрствование лучше сна, духовное пробуждение лучше сонных скитаний по виртуальным просторам.

Возможно, я слишком категоричен. В качестве компромисса предложу на время поста сменить, так сказать, качество и виды электронной информации, как мы меняем постом виды вкушаемой пищи, но не отказываемся вообще от еды. В частности, можно поставить себе наступающим постом целью прочитать одно из Евангелий с толкованием святых отцов. Есть сайты, где каждый библейский стих сопровождается святоотеческим комментарием. Изучить в Интернете статьи на ту или иную духовную тему. То есть отнестись к Интернету по-новому – как к средству духовного преображения, а не пустословия, развлечения и засорения себя ненужной информацией.

Однако будем помнить, что Интернет и соцсети – мир рисованных картинок. Они яркие и захватывающие, но это только внешняя пена, которая приходит и уходит, подлинной жизни там нет.

Подлинная жизнь – сокровенное богатство души, обретаемое в общении с Богом. С Богом мы общаемся, когда очищаем себя, храним свой внутренний мир от греха, искренне каемся и обращаемся к Нему из самых глубин своего сердца. Пусть же постом нам не мешает в этом мир электронной информации.

Читать далее...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vlad_chestnov
Aug. 15th, 2018 06:09 pm (UTC)
>эпатажный отец
Все равно что "грешная невеста"... понимает ли еще кто тут это..?

>Интернет привел людей к неспособности

Раньше то же писали о грамотности.
k_istine_icxc
Aug. 16th, 2018 04:23 am (UTC)
:-)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars