Карлос Кастанеда
Достоверные сведения
Среди всего, что нагромождено за последние тридцать лет вокруг имени Кастанеды, здравому смыслу отвечает не слишком многое. Во всяком случае, обнаруживаются биографические крупицы, по поводу которых у профильных специалистов наблюдается некоторое согласие – хотя предмет их изучения сам никогда публично не подтверждал и не опровергал эти сведения. Впрочем, и им доверять на все сто процентов не следует – это правило применимо практически ко всем основателям культов, и Кастанеда здесь не исключение.
Итак, Карлос Сезар Арана #Кастанеда родился в 1925 году под католическое Рождество – 25 декабря в древнем перуанском городе Кахамарке в отрогах Анд. Так якобы было записано в его иммиграционной учетной карточке. По другой версии (например, в солидном справочнике Contemporary Authors), явление пророка на свет произошло 25 декабря 1931 года в бразильском Сан-Паулу.
После окончания колледжа Божьей Матери Гваделупской Кастанеда поступил в Национальную художественную школу. В 1948 году его семья переехала в столицу Перу – Лиму, где отец Карлоса открыл ювелирный магазин. Спустя год Кастанеда перебрался в США – в Сан-Франциско, а позже в Лос-Анджелес, где поступил в колледж на факультет литературного мастерства и журналистики. В свободное от учебы время будущий Учитель подрабатывал таксистом, торговал в магазине спиртным, писал стихи и пробовал себя в живописи.
Затем Кастанеда учился в Университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе (UCLA) и закончил его в 1962 году с дипломом антрополога (в России его бы назвали этнографом или этнологом). А в 1968-м университетское издательство выпустило его будущую диссертацию в виде книги "Учение дона Хуана: путь познания индейцев яки", и та тотчас же стала бестселлером. Уже в следующем году издательство Ballantine Books продало почти полмиллиона экземпляров "Учения" в мягкой обложке – беспрецедентный результат, если учесть, что сочинение до той поры никому не известного автора продавалось в книжных магазинах в отделах "научная литература".
После такого успеха на автора-новичка не могли не обратить внимание гранды американского книгоиздания. Однако сам он категорически не желал вписываться в обкатанный рынком имидж литературной звезды: запретил публиковать свои фото, отказывался от интервью и прочих рекламных акций. Все дела от его имени вели несколько литературных агентов, которые самого клиента в глаза не видели, а общались с ним исключительно по телефону. В силу этого многие сопоставляли дебютанта с другими великими отшельниками американской литературы – Джеромом Сэлинджером и Томасом Пинчоном (фотографии последнего публике тоже не известны). Однако столь вызывающе "антиамериканское" поведение автора лишь усиливало ажиотаж вокруг его имени, соответственно росли продажи книги.
В 1971 году ведущее нью-йоркское издательство Simon & Schuster выпустило в свет второй труд Кастанеды – "Отделенная реальность", а годом позже – "Путешествие в Икстлан". Далее библиографию писателя пополнили: "Сказки о Силе" (1974), "Второе кольцо Силы" (1977), "Дар Орла" (1981), "Внутренний огонь" (1984), "Сила безмолвия" (1987), "Искусство сновидений" (1993). Последняя книга Кастанеды, "Колесо Времени: шаманы древней Мексики, их представление по поводу жизни, смерти и Вселенной" (1998), была издана посмертно.
***
Читайте также по теме:
Темное наследие Кастанеды - Michał Kuśnierz
Куда ведёт "путь воина" Карлоса Кастанеды? - Александр Сорокин
Карлос Кастанеда или через кактусы к звёздам - Ангелина Сирина
Движение New Age - преподобный Филипп Локхаас
***
Сам автор утверждал, что в 60-х годах написал еще одно произведение – "Трещину между мирами", но якобы забыл рукопись в кинотеатре и не стал восстанавливать ее по памяти. По крайней мере, об этом со слов Кастанеды сообщил американский журналист Кит Томсон, который по заказу Newsweek взял у писателя сенсационное (на фоне многолетнего принципиального нежелания Кастанеды контактировать со СМИ) интервью. Журнал, однако, счел материал несолидным, и интервью вышло в более раскованном New Age Journal, в номере за март-апрель 1994 года.
Скудная информация об одном из самых популярных авторов последних десятилетий содержит еще один факт: в молодости Кастанеда женился на Маргарет Раньян, имел от нее сына, но развелся и позже никогда связей со своей бывшей семьей не поддерживал.
По ту сторону
Книги Кастанеды, изданные на 17 языках мира общим тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров во многом предопределили становление пестрого движения (которое не без оснований называют также новым мистическим культом) в западной контркультуре последних десятилетий – New Age. По крайней мере, издатели, поначалу числившие сочинения Кастанеды по разделу "science literature", довольно быстро поняли что к чему: уже к началу 80-х книги этого автора закономерно перекочевали в иные отделы книжных магазинов – occult, mysticism, и т.п.
Называли труды Кастанеды и поп-философией. Канун 70-х, когда американцы расхватывали первую книгу писателя, был периодом ломки общественного сознания. В это время практически любое значимое событие немедленно превращалось в элемент поп-культуры, – а в таковых недостатка не было. Полет астронавтов на Луну, университеты, захваченные студентами в знак протеста против войны во Вьетнаме, убийство Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди... Кроме того, поле культуры уже проросло такими знаковыми произведениями, как "2001: космическая одиссея", "Желтая подводная лодка", "Сто лет одиночества".
Чем же так поразил миллионы читателей ученый-антрополог из UCLA? Всего-навсего подробнейшим описанием того, как он учился у дон Хуана Матуса, старого мага из племени яки – тот будто бы посвятил Кастанеду в тайну постижения иной, "отделенной" реальности.
Кастанеда рассказал, что впервые встретил своего будущего наставника в 1960 году на автобусной остановке в городке Ногалес. Туда, на границу штата Аризона с Мексикой, студент UCLA отправился на так называемые полевые исследования – изучать жизнь североамериканских индейцев. В частности, молодого антрополога интересовал любимый ими пейот (или пейотль) – кактус лофофора, принимаемый внутрь из-за своих лечебных и галлюциногенных свойств Друзья посоветовали ему переговорить с доном Хуаном – главным тамошним специалистом по "кактусовым" магическим ритуалам.
В результате Кастанеда на десять с лишним лет застрял в пустыне Сонора на севере Мексики, став адептом древнего мистического культа. За эти годы дон Хуан якобы научил его, как с помощью кактусов (позже к ним добавились аналогичные по действию грибы) можно путешествовать в иной реальности, преодолевать пространство и время, разговаривать с животными превращаться в орла и совершать прочие чудеса, не раз описанные специалистами по шаманству.
То, что традиционно понимается под окружающей реальностью, объяснял дон Хуан, на самом деле является лишь навязанным нам способом ее восприятия. К истинной реальности – и не одной, а всем сразу – пробиваются с помощью магической техники, требующей от адепта самодисциплины, концентрации сознания и точного знания ритуальных пассов. Маг может "видеть" разлитую в мире энергию и использовать ее своих целях, но "чтобы путешествовать в Неизвестном, как это умеют делать маги, необходимо обрести безграничные прагматизм и умеренность, а также стальные кишки". Последнее требование как раз относится к специфическим свойствам галлюциногенов растительного происхождения, издавна помогавших индейским шаманам совершать путешествия за грань "этой" реальности.
Читать далее...