?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В настоящее время, когда традиционные формы религиозности отвергаются обществом, все более проявляющим интерес к синкретическим религиозным и мировоззренческим системам, появляется благодатная почва для развития всевозможных движений и сект, распространяющих деструктивные идеи своих "гуру". В нашей статье речь пойдет о Раджнише, более известном как Ошо [1], являющемся одним из таких "гуру" и снискавшем себе множество последователей по всему миру, в том числе и в России. В рамках данной статьи учение Ошо будет рассмотрено с позиций христианской традиции, которую мы априори считаем истинной.



Доктрина Раджниша представляет собой синкретичнескую концепцию, построенную, главным образом, на классическом индуизме, учениях дзен-буддизма, суфизма, тантры, Кришнамурти.

Раджниш убрал из религии все, что связывает человека обязательствами, потому как принятие определенных религиозных доктринальных положений, равно как и этических максим, требует от человека определенного послушания вере, подчинения своего мироощущения принципам, заданным религией посредством восприятия ее в свою жизнь. С одной стороны, он, следуя учению Свами Вивекананды, отверг доктрину как таковую, предоставив максимальный простор для индивидуализма в построении религиозного мировоззрения, с другой – пошел еще дальше, отменив такие существенные для любой традиционной религии понятия, как "аскеза", "воздержание". Таким образом, создается максимально отвечающая требованиям современного человека, выросшего в контексте культуры консюмеризма, система религиозных взглядов, обещающая достижения внутренней гармонии и при этом исключающая какие бы то ни было морально-аскетические требования к человеку. С этой точки зрения религиозные взгляды Раджниша (Ошо) можно воспринимать как неотъемлемую часть этой культуры, как религиозное ее оправдание.

Принимая во внимание эклектичность религиозно-философских взглядов Раджниша, все же логично рассматривать его учение как одно из проявлений неоиндуизма.

В настоящее время понятие "индуизм" объединяет в себе всю совокупность ритуалов и обрядов различных религиозно-философских течений, основанных на ведах. Догматика традиционного индуизма постоянно изменяется. Однако это отнюдь не означает, что изменениям могут быть подвержены основные положения индуизма. Такими центральными положениями являются: шабда прамана; карма; реинкарнация; деление общества на варны и ашрамы; спасение, представляющее собой конечную цель духовной практики. Отказ от этих положений ставит движение в категорию неоиндуизма.

Для неоиндуизма характерен эклектизм, адогматизм, отказ от построения систем и логико-категорического мышления, отход от дихотомического деления на телесное и духовное, истинное и ложное.

Во взглядах Раджниша перечисленные особенности явно выражены: "У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я – бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера" [2].

Специалист в области религиоведения А. Тимощук определяет учение Раджниша как "антитрадиционное и антирациональное" [3]: "Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения" [4]. Именно поэтому ашрамы Раджниша становились "объектом критики за антиобщественную деятельность: промискуитет, обвинения в правонарушениях и т.д." [5]

В мировоззренческой системе Раджниша субъективное начало полностью доминирует над объективным, а любая нормативность представляется как помеха в сфере религиозного озарения и самовыражения. Эта мировоззренческая особенность согласуется и с той ролью, которую в учении Раджниша сыграла заимствованная им у Джидду Кришнамурти антитеза "старого" и "нового". Эти категории носят у Раджниша оценочный характер: "старое" - абсолютный негатив, "новое" - абсолютный позитив. Антитеза "старого" и "нового" распространена на культуры Востока и Запада, на человеческие поколения.

Взгляды Раджниша, основанные на принципах нигилистического отношения к традиции как таковой, требуют конфликта "старого" и "нового", в котором все "старое" безоговорочно и бездоказательно отвергается как препятствие для развития нового религиозного сознания. Этот момент отрицания очень органично вписался в контекст молодежной культуры XX в., которой характерно воспринимать отношения "старого" и "нового" именно в рамках конфликта, отрицания всего опыта и мироощущения предыдущих поколений. С религиозной точки зрения – это нарушение фундаментального принципа религии как таковой, для которой такие понятия, как "традиция", "преемственность", являются фундаментальными, поскольку представляют собой способ сохранения самотождественности той или иной религии, способ ее самоидентификации. Однако с точки зрения новых веяний XX столетия с присущим ему конфликтом поколений, этот ход явил собой перспективу для развития собственного, не связанного ни с какой традицией, религиозного сознания, привлекая в свои ряды представителей молодого поколения, и оппозиционеров, считающих историческое наследие корнем всех бед настоящего и препятствием прогрессу, и поклонников "новой" для них культурной и религиозной традиции.

Следует особенное внимание уделить также и тому факту, что Раджниш начисто исключил из своей доктрины морально-аскетические нормы, как искусственные препятствия на пути самораскрытия в себе "божественного начала". Учитывая, что его доктрина имеет определенную распространенность в тех странах, чья культура построена на основе христианского мировоззрения, для которого аскетизм является внутренней подоплекой морально-этических принципов, равно как и то обстоятельство, что в современном мире наметилась тенденция к отказу от одного из фундаментальных положений христианской традиции о том, что изначальное гармоничное устроение человека было нарушено вследствие грехопадения прародителей, новое религиозное течение Раджниша (Ошо) нашло благоприятную почву для распространения.

Перед тем как приступить к изложению вероучительных положений Раджниша, следует заметить, что он не писал книг, но передавал свое учение в форме бесед, которые зачастую носят сумбурный характер и лишены последовательности мысли. В этой связи оказывается достаточно затруднительным выделить его религиозно-философские взгляды в более или менее стройную логическую систему.

В данной статье автором будет представлена попытка изложить мнение Раджниша (Ошо) по тем вопросам, на которых он более всего акцентировал внимание своей аудитории.

В первую очередь, при анализе религиозного учения стоит отметить, что, излагая свои взгляды, Раджниш целиком и полностью мыслит в рамках присущей ему системе религиозного мироощущения, поэтому в начале нашего рассмотрения доктринальных положений этого религиозного деятеля новой волны, следует отметить, что они никоим образом не пересекаются с христианским миропониманием и, тем более, не имеют никаких аналогов с христианским учением в силу отсутствия даже малейших признаков некой общности в основе того и другого учения. Т.е. религиозные взгляды Раджниша (Ошо) от первого и до последнего пункта исключают присущие христианской традиции подходы и методы в учении и Боге, мире, человеке, их устройстве и конечном предназначении, равно как и исключают само понятие Божественного Промысла о мире и человека. Таким образом, такое ключевое для христианства понятие, как "спасение", вовсе не подразумевается взглядами Раджниша, поскольку понятия "зла", "греха" и "греховности" начисто им отрицаются. Таким образом, анализируя религиозное учение Раджниша (Ошо) с точки зрения христианской традиции, считаем возможным лишь сопоставительный анализ его взглядов и христианского учения.

Читать далее...

Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vlad_chestnov
Mar. 26th, 2018 06:33 pm (UTC)
Что это вы вдруг за любимого Бхагавана взялись? Как-то подозрительно странно совпадает с медиа-истерией, раскручиваемой вокруг нового "докушедевра" Netflix:
http://www.businessinsider.com/best-documentaries-cults-controversial-religions-netflix-2018-3
vlad_chestnov
Mar. 26th, 2018 08:09 pm (UTC)
Не умеют наши "батюшки" писать коротко и по делу. Наверное, считают, что "чем более ты скажешь, тем более ты в цене"(с).
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars