?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Родители, имеющие взрослого сына или дочь в культе, часто нуждаются в поддержке и, в некоторых случаях, в финансировании ухода их ребенка из культовой группы. Для большинства родителей это является нехарактерным участием в личной жизни их ребенка; однако, вмешательство родителей может быть оправдано, если культ неблагоприятно воздействовал на их ребенка.



Решение о том, чтобы поощрить сына или дочь пересмотреть членство в культовой группе, не является легким и часто создает дилемму для родителей. Во-первых, существует вопрос о том, в какой степени родителю следует вмешиваться в жизнь взрослого отпрыска. С другой стороны, не вмешиваясь и не выражая тревоги, родители подвергаются риску показаться принимающими, даже поддерживающими присоединение к культу. Жалобы в отношении группы часто рассматриваются как вопрос контроля и могут быть восприняты ребенком как личная критика.

Чтобы предложить эффективную аргументацию против культа, родителям часто необходимо полагаться на услуги бывших членов культа и профессиональных консультантов по выходу, которые могут быть очень эффективными в своих спорах с вовлеченными в культ сыном или дочерью. Добровольное консультирование о выходе доказало свою эффективность именно благодаря тому, что это уважительный процесс, основанный на любви и поддержке обеспокоенных членов семьи и друзей, тех, у кого имеется достаточный статус, чтобы просить члена культа принять участие в воздействии консультирования о выходе.

Кэрол Джиамбалво (Carol Giambalvo, 1992; Главы 7 и 8), чрезвычайно уважаемый консультант по выходу, дает полезные предложения для понимания роли консультанта по выходу в осуществлении начала послекультового процесса выздоровления. Консультирование о выходе часто является первым образовательным шагом в этом процессе. Если бывший член культа планирует пребывание в жилом реабилитационном центре (предпочтительно таком, который специализируется на послекультовых проблемах выздоровления), консультанту по выходу следует предпринять путешествие с экс-культистом, чтобы облегчить переход от культа и занятий по консультированию о выходе к реабилитационному центру. В это время можно привлечь внимание штата центра к вопросам, доставляющим особую озабоченность. Во время консультирования о выходе могут возникнуть определенные проблемы, которые имеют отношение к семейному конфликту и к сферам семейной дисфункциональности. Работа консультанта по выходу заключается в том, чтобы сосредоточиться на вопросах, связанных с культом, таких, как контроль сознания, и обходить семейные дела, которые потенциально могут подвергать опасности или вызвать крушение воздействия и успешного исхода. Следовательно, консультанты по выходу обычно не занимаются семейной терапией, и, вероятно, им не следует ею заниматься.

Консультирование о выходе является напряженным и мощным опытом, который может поощрять зависимость от консультанта через феномен передачи, который часто имеет место в терапевтическом лечении. Как только культист принял решение покинуть культ, независимо от того, собирается ли он отправиться в реабилитационный центр, теперь для бывшего члена желательно заново связаться с членами семьи и установить терапевтический союз с другими профессиональными помощниками, которые могут вступить на сцену в это время. У членов культа часто имеется склонность к идеализации; значит, следует позаботиться, чтобы консультант по выходу не рассматривался в качестве следующего гуру.

В случае с теми, кто покидает культы без формального воздействия, послекультовые симптомы являются похожими. Однако, для этих экс-культистов (часто называемых ушедшими прочь или отверженными) необходимо прийти к пониманию того, как культ манипулировал ими и эксплуатировал их, до того, как они смогут полностью выздороветь.

Послекультовые симптомы

Одна из первых наблюдателей культистов и экс-культистов, психолог Маргарэт Талер Сингер (Margaret Thaler Singer, 1979) была первой, кто определил тип и серьезность психологических симптомов, проявляемых этими индивидами. С того времени многие другие клиницисты, включая меня, подтвердили выводы Сингер и прибавили дополнительные наблюдения (Clark, 1979; Hassan, 1988; Spero, 1983; West & Singer, 1980). Многие бывшие члены культа, особенно имеющие опыт длительных или интенсивных периодов медитации, без конца повторяющихся молитв или монотонного пения, представляют некоторые или все из следующих симптомов:

- Расщепление личности ("плавание"): непроизвольное перемещение в измененные состояния сознания

- Трудность сосредоточения: потеря критического мышления; слабое умение правильно разбираться

- Зависимость, покорность, внушаемость

- Потеря памяти

- Тревога

- Чувство вины: из-за потери друзей в группе, из-за причинения неудобств своим семьям

- Страх: перед карой Бога, перед самой группой и из-за угроз, неизменно высказываемых лидером в отношении членов, которые ушли

Гнев - это другая обычно испытываемая эмоция. Бывшие члены культа, которые получили курс психотерапии, в конце концов выражают гнев из-за того, что они позволили себя контролировать и использовать культовой группе или лидеру. Однако, интересно отметить, что многие бывшие члены остаются защищающими лидера, имея склонность вместо него сосредотачивать свой гнев на других в группе. Для экс-культистов типично, по крайней мере, сначала, говорить, что у лидера хорошие намерения, в то время как другой член разрушил идеалы группы.

Психотерапия помогает индивиду интегрировать свою докультовую личность в качестве способа сделать бывшего члена снова единым целым. Задача заключается в том, чтобы достичь устойчивого ощущения собственного "я" и иметь дело с проблемами взрослой жизни.

Семейные проблемы

Семейная динамика, включая прошлое и настоящее взаимодействие, конфликты и модели, является очевидной, когда кризис участия ребенка в культе достигает семейного понимания. Стресс, который ощущают родители, и их реакция на него являются особенной заботой как для терапевта, так и для родителей. Снижение стресса и развитие сети хорошей поддержки являются наиболее полезными для родителей. Прежде чем рассматривать вопрос о консультировании о выходе, родителям следует узнать о психологическом функционировании семьи, чтобы предвидеть и разрядить любые конфликты, которые могут подорвать процесс консультирования о выходе.

Проблемы и динамика, общие для семей культовых членов, включают в себя следующее:

- Родители обвиняют друг друга в участии их сына или дочери в культе

- Культовая проблема обостряет родительские конфликты или пробуждает заново дремлющие супружеские проблемы

- Один из родителей может быть эмоционально чрезмерно занятым членом культа и эмоционально сдержанным в отношении супруга (супруги).

- Родители часто боятся вызывать гнев своего ребенка; они склонны уступать. Например, они, вероятно, не выражали своих тревог в отношении группы на ранних стадиях вовлеченности их ребенка.

- Возникает ощущение отчаяния и безнадежности; родители чувствуют себя задетыми отказом своего ребенка от семейных ценностей и семейных религиозных взглядов.

- Родители разгневаны тем, что их отпрыск позволяет контролировать свою жизнь группе или лидеру.

- Родители сердятся на культ, на лидера и на других членов за то, что они завербовали их ребенка.

- Родители испытывают потерю таких удовольствий, как видеть своего ребенка, развивающего карьеру, имеющего семью и детей (для них - внуков); родители часто чувствуют себя расстроенными из-за того, что их сын или дочь не смогли добиться достаточно хорошей приспособленности к взрослой жизни.

- Родители испытывают стыд, чувство вины и ощущение провала.

- Ребенок использует культ, чтобы отделиться от родителей, создать эмоциональную дистанцию.

- Присоединение к культу с его альтернативным стилем жизни и верованиями позволяет молодым взрослым определять самих себя как совершенно отличных от своих родителей.

- Бомбардировка любовью и одобрение культа дают участнику начальное ощущение компетентности и признания вне семьи.

- Несмотря на авторитарную и жесткую культовую структуру, дети часто чувствуют, что они становятся независимыми, присоединяясь к группе.

- Юношеская депрессия из-за необходимости отделиться от родителей может быть временно смягчена присоединением к культу, который освобождает человека от автономной ответственности.

Основываясь на своей работе с семьями культистов, я принял без доказательства (Markowitz, 1983), что семьи часто имеют нереалистичные и недостижимые ожидания в отношении достижений и успеха ребенка, который находится в культе. Принятие или усвоение этих ожиданий ребенком делают его уязвимым, если родительские ожидания не оправдались. Этот ребенок неспособен отделить личные стремления от семейных ожиданий. В то время, как все родители и члены семьи имеют ожидания в отношении друг друга, и родители несомненно удовлетворены успехами своих детей, для родителей важно приспосабливаться к способностям и желаниям каждого ребенка.

Семьи, которые способны обсуждать свои взаимные ожидания и допускают переговоры по различиям, где каждый имеет возможность повлиять на семейное решение, будут продвигаться лучше в обсуждении культового участия. Кэти Гордон (личное общение, 1991) в своей работе в Культовой клинике, управляемой Еврейской семейной службой Лос-Анджелеса, выяснила, что в "открытых, честных и хорошо подготовленных семьях результатом является более здоровая динамика у каждого". Гордон далее отметила, что семейная терапия, которая исследует семейную динамику и отношения, ведет к "реалистичному и позитивному процессу выздоровления".

Проблемы выздоровления

Как только член культа решает покинуть культ, внимание обращается к излечению индивида от этого опыта. Исцеление конкретного индивида будет зависеть от множества факторов, включая тип культа, интенсивность групповой практики, степень контроля и подчинения, боль и страдания, пережитые в группе, личные факторы и доступные варианты социальной поддержки.

Факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы и защитные факторы затрагиваются вовлеченностью в культ, делая уместной необходимость посмотреть на то, как действуют члены культа в условиях этих факторов.

Факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы
Исследователи заинтересовались развитием детей, которые росли посреди суровых эмоциональных и социальных лишений, и тем не менее, выглядели развившимися на вполне здоровой основе и удовлетворенными взрослой жизнью. Изучая этих выживших, Бенард и другие (Benard, 1987) попытались обрисовать защитные факторы, которые создали таких способных быстро восстанавливать физические и душевные силы детей.

Способность быстро восстанавливать душевные и физические силы рассматривается как способность отскакивать назад или добиваться положительной адаптации перед лицом неблагоприятной обстановки. Защитные факторы, которые иногда могут частично покрывать факторы способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, являются механизмами, с помощью которых человек избегает социального и эмоционального риска в своей окружающей среде. Примерами могут быть дети алкоголиков, дети с душевнобольными родителями и дети, окруженными семейной преступностью или такими деструктивными соседними элементами, как бедность, наркотики, алкоголь и преступность. Оценка этих приспособительных факторов может быть полезной при определении того, насколько способным к быстрому восстановлению физических и душевных сил является бывший член культа после ухода из группы, а также можетбыть полезной при наблюдении за выздоровлением экс-культиста стпустя некоторое время. Развитие этих свойств может быть использовано в качестве положительных указателей выздоровления, в качестве целей, которых следует достичь. Поскольку литература довольно обширна, здесь мы подчеркиваем только несколько факторов способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, которые явлояются важными в проверке послекультового процесса выздоровления.

Автономия

Мощное чувство независимости, ощущение личной силы, чувство подчинения будущего себе, ориентация на достижения, самонаправленность (Anthony, 1978, цитируется в Benard, 1991; Garmexy, Werner, & Smith, 1974, 1991, 1992, цитируется в Benard, 1991).

Целеустремленность

Имеет отношение к поощрению автономии, включает наличие видения будущего, направленность на цель, ориентацию на успех, образовательные или карьерные стремления, упорство, оптимизм и веру в светлое будущее. Согласно Бенарду, "этот фактор кажется наиболее могущественным предсказаетелем положительного результата" (Benard, 1991, p. 5)

Чувство собственного достоинства/Ощущение собственного "я"

Внутренний фокус контроля, чувств личной ценности и веры в то, что человек скорее может контролировать события, нежели быть пассивной жертвой (Benard, 1987).

Согласованность

Чувство уверенности в том, что внешний мир и внутренняя среда человека являются предсказуемыми и многообещающими (Benard, 1987).

Читать далее...

Tags:

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars