?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Именно такой термин "новый класс капиталистов" содержится в одном из патриарших посланий, хранившихся более 50 лет в областном архиве и недавно рассекреченных. В подобных посланиях Патриарх Алексий I (Симанский) поучал руководителей епархий, в том числе епископа Архангельского Феодосия, порицал стремление духовных лиц к роскоши, боролся со все нараставшей практикой внутрицерковного доносительства.

Послания цитируются с сохранением орфографии и пунктуации (включая внутритекстовые многоточия). Несколько пунктов второго послания, касающихся награждений и поощрений, не приводятся.

Эти патриаршьи послания наряду с другими закрытыми и предназначенными для служебного пользования документами (например, партийными закрытыми письмами) рассекречены совсем недавно. доступны они были по той причине, что со сталинских времен на всю содержавшую церковный негатив или компромат на духовных лиц информацию ставился гриф "Секретно", и она, конечно, не только не подлежала оглашению, но не использовалась в антирелигиозной деятельности.

Примечание ред. Обратите на это внимание - советские и партийные органы власти хотя и получили копию служебного послания Патриарха, но также её засекретили! Никаких утечек компрометирующей церковь информации не происходило. Ей даже не могли воспользоваться пропагандистские издания атеистической направленности. Вы представляете? Лично у меня преставления о религиозной кровожадности советской власти серьезно уменьшились.



Патриарх Алексий I Симанский и митрополит Крутицкий Коломенский и Николай Ярушевич

***

Преосвященным Епископам и архиереям

В 1949 году я писал Преосвященным Епископам по поводу анонимных доносов, поступающих в Патриархию из Епархий.

В настоящее время нахожу необходимым снова коснуться этого больного вопроса нашей церковной жизни.

За последнее время наблюдался особенно большой приток жалоб, вернее доносов, с мест, как на Епархиальных Преосвященных, так и на отдельных членов местного духовенства. Эти жалобы по большей части анонимные или подписаны фамилиями, которые, по выяснению, оказываются фиктивными, с фиктивными же адресами.

Анонимные жалобы по общему правилу не подлежат рассмотрению. Относительно анонимных доносов еще в древности, во втором веке, Траян в письме к Плинию писал: "какие бы обвинения в анонимных доносах не заключались, на них не нужно обращать внимания, т.к. они представляют собой отвратительный пример, несоответствующий нашим временам". А нашим временам, в отечестве нашем, в условиях наших, - они еще более не соответствуют и являются еще более "отвратительными": "Этому не требуется пояснений".

Однако, для того, чтобы Епархиальный архиерей, на которого, или на духовенство которого, принесена жалоба, знал о ней, обычно такие письма Патриархией направляются к нему, совсем не из веры к клеветам в них содержащимся, а из желания не оставлять эти клеветы в безызвестности для архиерея, а так же в иных случаях, и для обличения их лживости, и для того, чтобы на месте обнаруживать тех, от кого они исходят.

(При сем прилагаю несколько резолюций по делам об анонимных доносах).

Чем объяснить этот, можно сказать, все усиливающийся поток жалоб?

Я полагаю, что прежде всего он объясняется тем общим явлением, что в настоящее время многие прихожане наших приходов имеют стремление вмешиваться в дела приходской жизни, касающиеся не них, а только духовенство данного прихода.

Приходится признать факт, что почти в каждом храме имеются группки людей, злобно настроенных ко всему, то делается в храме помимо их; они неустанно ждут случая найти повод для жалоб, чтобы очернить неугодных им лиц, рассчитывая на то, что их клеветнические доносы могут достигнуть цели и повредят тем, на кого они клевещут.

Особенно заметно тяготение некоторых прихожан к вмешательству в денежные дела прихода, причем это тяготение имеют лица не наиболее церковно настроенные, а, наоборот, ищущие в участии в церковном хозяйстве собственной выгоды, спекуляции. Бесчисленны, как это хорошо известно каждому Епархиальному архиерею и каждому настоятелю церквей, факты злоупотребления своим положением со стороны старост и др. лиц, причастных так наз. "ящику"; известны многочисленные случаи хищения церковных средств и т.д. К сожалению, приходится слышать, что в настоящее время слово "староста церкви" является нередко синонимом слова "грабитель".

Настоятелям церквей приходится зорко следить и за хозяйственной стороной в храме и выявлять хищников..., согласно древнему правилу - "чинить крепкое смотрение и наблюдательство". А это ведет часто к неприятным мерам воздействия по отношению к лицам, пристроившимся к "ящику" с целью самообогащения. И вот начинаются со стороны изгоняемых яростные нападки, как на священство данного храма, так и на архиерея, если последний не склонен мирволить грабителям.

Св. Исифор Пелусиот писал по одному поводу Св. Кириллу Патриарху Александрийскому: "Предубеждение не видит ясно, а ненависть вполне слепа..."

И вот, в подобной слепой ненависти, "обиженные" хищники с невероятной злобой и упорством пишут жалобы и клеветы, мстя за отстранение от церковных доходов.

Вот тот источник, из которого, льется эта нечистая вода жалоб, и инсинуаций и клеветы.

Как же должен действовать архиерей, а также высшая церковная власть в предупреждение, им, вернее, в устранениие подобного нетерпимого в церкви положения?

Как бы не были нелепы доносы, нельзя оставлять их без всякого внимания, не помышляя о предосторожностях. Необходимо напомнить подведомому нам духовенству и строго следить за тем, чтобы оно было на высоте положения и не подавало, как это часто бывает, повода к обвинению его: или не в благоговении к святыне, или в корыстных действиях, или в небрежном отношении к своим священным обязанностям, или в безнравственных поступках.

Далее - следует в приходы Епархий чрез благочинных, отметив печальный факт поступления в Патриархию безымянных жалоб и доносов, объявить, что жалобам, не подписанным или подписанными, как затем окажется при проверке вымышленными фамилиями и адресами, не будет даваться хода, и что только подписанные письма, с точным обозначением адреса жалобщика, будут принимаемы во внимание и по ним будут производиться дознания, причем жалобщики отвечают за верность и, в случае ложности донесений, будут привлекаться к ответственности.

Некоторые архиереи склонны передавать таких лиц церковным прещениям, едва ли всегда эта мера может оказывать надлежащее воздействие. т.к. по существу такие лица оказываются в большинстве случаев людьми нецерковными и без всякого прещения мало или совсем не соблюдающими церковные обычаи. Приходится с особой осмотрительностью, и только в исключительных случаях, применять к ним канонические меры церковного воздействия.

Ответственность за благочиние и порядок в приходах лежит прежде всего на настоятелях храмов, которые и личным примером, и словом убеждения обязаны охранять мир в своей пастве. Необходимо им особенно остерегаться сношений с людьми сомнительными, чтобы сомнение не коснулось их самих и не оскорбляло чистоты и святости мест, которому принадлежать нас Бог сподобил.

Если пастыри будут следовать завету Апостола о внимании себе и стаду... и если архиереи будут глубже вникать в действия подведомого им духовенства, с полным беспристрастием, являя своей жизнью и деятельностью пример искания не своих сил, а яже Божия, то можно надеяться, что жизнь церковная в наших Епархиях потечет более мирно и богоугодно, и не будет столько пищи для злобных доносов и бессовестной клеветы.

Алексий, Патриарх Московский
18 декабря 1953 года.
***

Преосвященным Епархиальным Архиепископам

Еще раз братски приветствуя возлюбленных собратий, преосвященных архиереев, с праздником Рождества Христова и Новолетием, я считаю благовременным выслать им некоторые мысли в связи с деятельностью Епархиальных Преосвященных на местах.

1.....

2.....

3. В некоторых Епархиях наблюдается не предусмотренное Положением, и по существу ненужное, нагромождение должностей. Так, в некоторых Епархиях, кроме секретаря Епископа (неправильно иногда именуемого Епархиальным секретарем, а то и секретарем Епархиальной Канцелярии, или Управляющим по Канцелярии), имеются следующие должности по Канцелярии и архиерейскому дому: "заведующий кадрами", "заведующий пенсионным столом", "главный бухгалтер", "старший бухгалтер", "бухгалтер-ревизор", "помощник бухгалтера", "епархиальный ревизор", "епархиальный миссионер", "библиотекарь нот", "заведующий учетным отделом", "комендант", "деловод (?), "художник", "портниха", "технический работник (?)", "заместитель секретаря", "охранник", "смотритель здания", "счетовод-кладовщик", "гардеробщица", "эконом", "заведующий ремонтным столом", "официант" и т.д. И в разных епархиях по разному.

Непонятно, почему в одних Епархиях эти должности считаются необходимыми, а в других обходятся без них.

Патриархия вышлет единообразный для всех Епархиальный список служащих в каждом Епархиальном Управлении, и его надо будет держаться.

4.....

5. Обычно в течение весны и лета Патриарху приходится заниматься вопросом об отпусках, которые Преосвященные архиереи испрашивают себе, и иметь заботу о том, кому поручить управление Епархиями на время их отпусков.

Решать это не легко, т.к. не всегда все кафедры имеют правящих Епископов и приходится поручать управление иной раз не соседнему Епископу, а более или менее отдаленному.

"Очередные" отпуска Преосвященным - явление новое, и на эти отпуска претендуют особенно архиереи посвящения последнего периода времени, между тем как архиереи старшего возраста, несмотря на свой преклонный, а в некоторых случаях и весьма преклонный возраст, даже свыше 80 лет, не сколько об отпуске и отдыхе думают, сколько неленостно несут свое архиерейское послужение.

Многие Преосвященные любят проводить отпуск на курортах, несмотря на то, что эти курорты более приспособлены для мирских людей, чем для святителей...

Требуя "очередного" из года в год отпуска, иначе говоря периодического освобождения от дел своей Епархии, архиереи приравнивают себя в этом отношении к служащим в гражданских управлениях, между тем существует огромная разница между этим рядовым служащим и архиереем...

В Патриархию поступают с мест справедливые, по существу, жалобы, что архиерей продолжительно отсутствует из Епархии, что у них нет архиерейских служб, а бывает и так, архиерей у себя, но служит редко, непонятно, почему, но, во всяком случае, неверно полагая, что частые служения не свойственны высокому положению Епископа!...

Нам известно, что у многих архиереев имеется стремление к чрезмерной заботе о своей особе, и это - в ущерб делу церковному. Например, многие Преосвященные широко празднуют свои именины, свои "юбилеи", собирая для этой цели духовенство, устраивая пышные трапезы, и, даже чрез секретарей и благочинных, определяя для каждой общины сумму пожертвований на подарок, не думая о том, что лепта жертвуется верующими на нужды церковные, а не на прихоти Епископов, являющимися служителями Божиими, а не князьями Церкви, как в католическом мире. В Патриархии имеются сообщения о подобных действиях архиереев, исходящие от самого духовенства, против воли вынужденного подчиняться сказываемому на него давлению... Некоторые архиереи без нужды заводят у себя по несколько машин, причем даже "личные" машины (на епархиальный счет?), и это производит недоброе впечатление на ближайшее их окружение...

Вследствие всего этого, между архиереями и особенно сельским духовенством, получается резкий контраст: первые, живя за счет церковных доходов, излишествуют, а вторые - в своем иногда весьма бедном храме не имеют иной раз даже необходимых для богослужебных целей предметов.

Широкая жизнь некоторых Преосвященных, являясь соблазном для верующих, заражает и многих из рядового духовенства.

"Приходится сознаться, - пишет один Архиерей, рассуждая о современных стремлениях иных духовных лиц к широкой, малодуховной, жизни, - что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов"... Об архиереях в этом отношении нужно подумать прежде всего...

Читать далее...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
vlad_chestnov
Dec. 6th, 2017 07:04 pm (UTC)
Почитал иерея Димитрия Терехина... можно было проще и короче - церковь захвачена антихристами(!). И даже не сознает этого. Потому, способна ли еще самоочиститься, или это придет свыше и больно? Можно только добавить, что хвалебно упоминаемый Дворкин и Кураев - такие же антихристы, что я познал на личном опыте еще 20 лет назад.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars