?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авва Евагрий Понтийский (346 - 399) - византийский богослов, философов, монах, автор ряда трудов о монашеской жизни ("Слово о духовном делании", "Зерцало иноков и инокинь" и т.д.). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах.

Авва Евагрий Понтийский - византийский богослов, философов, монах, автор ряда трудов о монашеской жизни ("Слово о духовном делании", "Зерцало иноков и инокинь"). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах.



***

Мысли

1. Если кто желает зрить состояние ума, пусть он отрешится от всяких [греховных] мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и [сияющим] небесным цветом. Без бесстрастия сделать это невозможно, и требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет.

2. Бесстрастие есть спокойное состояние разумной души, образующееся из кротости и целомудрия.

3. [Бесстрастное] состояние ума есть умопостигаемая вершина, [сияние которой] подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы.

4. Кадило есть чистый ум, который во время молитвы не соприкасается ни с [одной] чувственной вещью.

5. Подобным псу является созерцательный ум, посредством движения яростного начала [души] изгоняющий [из ума] всякие страстные помыслы.

6. Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы.

7. Воспитание [по Богу] есть отказ от нечестия и мирских похотей.

8. Деятельный ум есть ум, бесстрастно воспринимающий мысли мира сего.

9. Есть четыре способа, посредством которых ум воспринимает мысли. Первый - посредством очей, второй - через слух, третий - посредством памяти, а четвертый - через телесный темперамент. И когда ум воспринимает мысли посредством очей, он им только придает форму; когда через слух - то он придает и не придает им эту форму, поскольку слово обозначает чувственные и доступные созерцанию вещи; память же и темперамент следуют за слухом, ибо они и формируют ум, и не формируют то, что представил им слух.

10. Поскольку ум воспринимает помыслы из пяти чувств, то следует выяснить, какое из этих чувств является источником наиболее тяжких помыслов. - И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает (Притч.12:25).

11. Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения.

12. Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя [узы] страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы - с помощью духовного созерцания, а это созерцание [становится доступным] тогда, когда ум озаряется [Божественным] Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе (Пс.75:3). Таким образом, "местом Божиим" является разумная душа, а "жилищем" - светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли.

13. Ум есть храм Святой Троицы.

14. Ум, пребывающий в теле, есть созерцатель всех веков.

15. Нечистый ум есть ум, который достойная порицания страсть задерживает в [созерцании] чувственных вещей.

16. Моление есть добровольное обещание благ.

17. Молитва есть состояние ума, уничтожающее всякое земное помышление; оно возникает только тогда, когда [ум озаряется] Светом Святой Троицы.

Читать далее...

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars