?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Праздник – это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации, в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями", – так, на мой взгляд, очень точно дал определение этому понятию известный религиовед Мирча Элиаде.



Праздники, по существу, являются воплощением народной культуры, квинт-эссенцией характерных черт национального менталитета. Народ, забывший свои традиционные праздники, постепенно утрачивает и свою культуру, а потом и вовсе теряет себя в океане иных языков. Поэтому неудивительно, что "экспорт праздников" – довольно распространенный метод современных информационных войн, вспомним хотя бы Хэллоуин и "День святого Валентина". Широко используют этот метод и различные сектантские движения, к примеру, продвигаемый кришнаитами "Праздник красок холи". Не стали исключением в выдумывании новых праздников и современные неоязычники.

***

Читайте также другие статьи автора:

- Дорога в Тартарары. Опасная благотворительность Рязанских неоязычников - Максим Кузнецов

- Нравственный идеал в язычестве и в христианств - Максим Кузнецов

- Русские язычники: Язык их враг их - Максим Кузнецов
***

Неоязычество начало активно развиваться в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века, когда распад советского государства открыл двери также и сонму разнообразных иностранных сект.

Время шло, заморские секты, хотя и собрали немалую жатву одурманенных душ на просторах нашего Отечества, в настоящее время в массе своей притихли. Однако неоязычество, прямо заявляющее о своей исконности, использующее соответствующую атрибутику и риторику, напротив, стало все чаще и чаще напоминать о себе.

В настоящее время среди новых религиозных движений #неоязычество является одним из наиболее активно развивающихся и по сути самым враждебным христианству.

Вышень, Крышень и Баба-Яга

Современное неоязычество очень примитивно, наивно, а порой и просто кажется глупостью. В нем нет никаких вразумительных учений ни о предназначении человека, ни о его посмертии, ни о происхождении Вселенной – по сути неоязычество вообще сторонится классических для любой религии глобальных вопросов.

На неоязыческих сайтах царит широчайший разброс мнений относительно славянского пантеона. Кого в него включать? Только широко известных Перуна, Велеса или Сварога? Или, быть может, Бабу-Ягу и Деда Мороза? Или совсем уж оригинальных Вышеня и Крышеня? По этим вопросам царит полный хаос предположений и мнений. При этом кто-то считает богов личностями, другие считают их проявлениями единого бога или аватарой обезличенной природы или просто обожествленными предками.

Некоторые из неоязычников являются сторонниками реинкарнации, другие, напротив, отрицают ее. Словом, в данном случае абсолютно уместно сказать, что неоязычеств столько же, сколько и неоязычников.

Однако неоязыческие адепты выработали набор простейших лозунгов и мифов, вроде "мой бог меня рабом не называл", "слава роду, смерть уроду", "слава богам и предкам нашим", "кровавое крещение Руси" и т.п.

У части нашего общества в силу изменившегося сознания, которое сформировали современные масс-медиа, информация, основанная на текстах, апеллирующая к логике и рацио, практически не воспринимается; напротив, та информация, которая приходит в образах, впечатлениях и взывает к эмоциям, усваивается достаточно просто. Клиповое мышление стало повсеместно распространенным. Поэтому нет ничего удивительного, что подобные неоязыческие мифы и лозунги, имеющие яркую эмоциональную окраску, легко воспринимаются некоторыми людьми и становятся основой их мировоззрения.

Бизнес и беснования на "Купалу"

Последнее время неоязычниками все более и более пропагандируется нелепое празднество "Купала", которое широко рекламируется в молодежной среде. Современные многобожники обещают заманчивые эротические игрища на природе, кучу позитива и здоровья, море "славянского" пива и медовухи. Бурная фантазия неоязычников поистине безгранична, однако при этом не лишена прагматизма и основывается на строгом маркетинговом расчете.





Сегодня неоязычество – это устоявшийся бизнес в виде книгоиздательства, торговли всякого рода атрибутикой и "славянской" одеждой. Лавки с такого рода продукцией – неизменная составляющая всех празднеств и фестивалей, поэтому неудивительно видеть такой мощный рекламный ажиотаж.

Однако давайте все же разберемся, что предлагают праздновать многобожники и каким образом это действо обычно проводится.

Известный миссионер священник Георгий Максимов пишет: "Неоязычники продвигают "ночь на Ивана Купалу" как языческий праздник, во время которого надо прыгать через костер, – будто бы от этого здоровья прибавится. На самом деле Иван Купала – это просторечный перевод имени Иоанна Крестителя, поскольку по-гречески "крестить" дословно означает "погружать в воду". И не только имя совпадает, но и сам день памяти с церковным праздником в честь святого Иоанна. Неоязычники заявляют, что будто бы это христиане приурочили день своего святого к славянскому языческому празднику "Купалы". В таком случае непонятно, почему в тот же самый день с древности отмечали этот праздник и греки, и грузины, и румыны, которые никакого отношения к славянам не имеют.

На самом деле наши дохристианские предки никакого "дня Купалы" не знали, а эти игрища представляют собой суеверия, возникшие в народе уже на почве христианского праздника (как и гадания под Рождество, например). Неоязычникам удалось широко распропагандировать эту нелепость с прыжками через костер – хотя нет никаких свидетельств вообще, что древние славяне занимались такой ерундой".

Несмотря на заверения в том, что ритуал прибавит здоровья, на деле происходит обратное. Каждая новая "Купала" прибавляет новостей, подобных этим:

"18-летний парень и 17-летняя девушка получили серьезные ожоги во время празднования Ивана Купала в Белгород-Днестровском районе. У них ожоги поверхности тела 40% и 10% соответственно. Пострадавшие получили ожоги во время прыжков через костер".

Священное Писание говорит о том, что все боги язычников бесы (Псалом 95, 5), поэтому участие в неоязыческих играх и реконструкциях, даже не всерьез, может обернуться тяжелыми нервно-психическими заболеваниями и личностными расстройствами. Беснования на языческих праздниках подтверждают и сами участники такого рода мероприятий. В интернете можно без труда найти соответствующие отзывы непосредственных участников купальских празднеств:

Дина Лебедь: "Беспредел начался в пятницу ночью. Команда окрутников (неоязычники, изображающие нечисть на праздниках – авт.) ввалилась к нам в лагерь и разметала на людей горящий костер. Меня чуть не огрели по голове горящим дрыном, еле успела увернуться. Пошли куролесить дальше, подхватили какую-то девушку, завалили на землю и начали изображать изнасилование.

Второй раз они прошлись по ярмарке, раскидывая товар и ломая прилавки, но тут уж народ встретил их колами, травматом, газовыми баллончиками и мордобоем. Когда с девицы из окрутников сорвали маску, оказалось, что она под какими-то препаратами. В той или иной мере были разгромлены все лавки".

Другие участники обсуждения уверяют, что такого рода поведение как раз очень естественно и показывает высокую степень одержимости духами, с которыми опытные неоязычники вошли в контакт.

Именно так проходит подавляющее большинство неоязыческих празднеств.

Читать далее...