?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обличение сектантских заблуждений на основе Священного Писания - труд протоиерея Дмитрия Владыкова...


Содержание главы 10. Пост

Понятие о посте
Пост - Божие установление
Цель поста
В ветхозаветное время постились
В новозаветное время постились
Христианину необходим пост
Слово Божие осуждает нарушителей поста
В дни поста мяса не вкушали
Свидетельства святых отцов
Опровержение возражений



Понятие о посте

"Пост, тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития, также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с тою целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить плотские вожделения и получить благодать Божию" [1377]. "Для похвального поста, - учит святой Василий Великий, - недостаточно одного воздержания от яств, но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего - истинный пост" [1378]. Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования любит Господь, потому что через изнурение плоти устрояет освящение. Воздержание же от пищи само по себе недостаточно для того, чтобы сделать пост похвальным; а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу так, чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества... Такой образ жизни отнимает у плотского мудрования все, чем оно питается, и не дает ему преобладать над духом, а плоти творить дела ей свойственные" [1379].

"Честь поста, - наставляет святой Иоанн Златоуст, - составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, если кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица, и не засматриваться на чужую красоту... Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы... Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?" [1380]

Пост - Божие установление

"Пост - дар древний... Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в седьмой месяц, в десятый день месяца (Лев. 16:29) [1381] есть начало поста. Углубись в историю и ищи древность его происхождения... Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: "а от древа познания добра и зла не ешь от него" (Быт. 2:17). "Α сие не ешь" есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12 [1382]). Самое пребывание в раю есть образ поста... В раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядений" [1383].

"Как невоздержность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так пост и презрение удовольствий чрева всегда были для нас причиною несказанных благ. Сотворив вначале человека и зная, что это врачевство весьма нужно ему для душевного спасения, Бог тотчас же и в самом начале дал первозданному следующую заповедь: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него" (Быт. 2:16-17). Слова "это ешь, а этого не ешь" заключали некоторый вид поста [1384].

Но ныне еще говорит Господь: "обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании" (Иоил. 2:13).

Так говорит Господь Саваоф: "пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19).

"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Α ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18). Т.е. кто постится лицемерно, чтобы обратить внимание других на свой пост, тот лишается благоволения Божия за свое тщеславие. Господу, видящему тайное, угоден пост, сопровождаемый сердечным сокрушением о грехах и раскаянием.

"Сам Господь, - пишет святой Ефрем Сирин, - научает тебя, во-первых, не заботиться настолько об угождении людям, чтобы посты твои происходили ради славы пред людьми, а во-вторых, чтобы, постясь тайными постами, ты снискивал себе милость Воздаятеля... дабы похвала тех, кои знают о твоих постах, не лишила тебя награды за пост" [1385].

"Спаситель заповедал нам, - замечает святой Иоанн Златоуст, - не только не выставлять на вид добрых дел своих, но и тщательно укрывать их... Заповедует помазывать голову не с тем, чтобы мы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост, это стяжание свое" [1386].

"Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые" (Мк. 2:19-22; ср. Мф. 9:14-17; Лк. 5:33-39 [1387]).

"Ныне Я, жених, - объясняет блаженный Феофилакт, - нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься, но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя женихом не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона... Как небеленая, т.е. новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста [1388]. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи - слабость учеников" [1389].

Цель поста

Пост установлен с той целью, чтобы содействовать христианину:

а) распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24; [1390] ср. Еф. 4:22-24 [1391]). Пост, укрощая в нас плотские пожелания и влечения, возвышает и укрепляет душу, способствует ей о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3:2 [1392]).

"Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и ставит выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом тонут, так и пост, делая ум наш более легким, способствует... устремлению к небу и к предметам небесным [1393]. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе" [1394].

"Ибо плоть желает противного духу, и дух - противного плоти; они друг другу противятся" (Гал. 5:17; ср. Иак. 1:14-15 [1395]).

"Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Пет. 2:11).

"Поелику же они (дух и плоть), - наставляет святой Василий Великий, - друг другу противятся, отнимем у плоти ее дерзновение, приумножим же душевную силу, чтобы, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания. [1396] Как на весах, когда обременена одна сторона, противоположная ей поднимается вверх; так и в человеке, как всякий может видеть, происходит подобное. С приращением плоти ум делается иногда несколько слабее, и, обратно, при благоустройстве ума нередко утончается плоть. [1397] Или не знаешь, что как в бою споборничество одному производит одоление другого, так предающийся на сторону духа порабощает плоть? Ибо они противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и есть то самое, что сказал апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется (2 Кор. 4:16 [1398]), - и еще: когда я немощен, тогда силен" [1399] (2 Кор. 12:10 [1400]).

б) отражать искушения диавола:

Ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его (беса)? Иисус же сказал им: по неверию вашему... Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:19-21; [1401] ср. Мк. 9:28-29 [1402]), которые являются необходимыми последствиями веры. Вера не может существовать как без молитвы, так и без воздержания, самоограничения, поста.

"Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, - отвечает святой Иоанн Златоуст, - что кроме веры и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует; а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов" [1403].

"Сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в эти дни" (Лк. 4:2). "Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола - пост" [1404].

в) обрести милость у Бога:

Ниневитяне, обратившись от злого пути своего и от насилия рук своих (Ионы 3 гл.), постом умилостивили Бога.

Царь Ахав постом, соединенным с сокрушением, отклонил Божие определение о себе (3 Цар. 21:27-29; [1405] ср. Иоил. 2:12, [1406] 15, [1407] 18 [1408]).

Святая Анна пророчица "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2:37).

г) приближаться к Богу:

"Моисей не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если бы не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях (Исх. 34:28 [1409]). Пост соделал Илию зрителем великого видения (3 Цар. 19:8-12 [1410]). Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями (2 Кор. 6:5; [1411] 11:27 [1412]), возвел на третье небо" (12:2). [1413]

В ветхозаветное время постились

Пророк Моисей (Исх. 34:28), царь и пророк Давид (Пс. 34:13; [1414] 108:24 [1415]), пророк Даниил (Дан. 10:2-3 [1416]), Неемия (Неем. 1:4 [1417]), народ еврейский (Суд. 20:26; [1418] 1 Цар.. 7:6; [1419] 2 Цар.. 1:12; [1420] 2 Пар. 20:3; [1421] 2 Езд 8:49-50; [1422] Иер. 36:9 [1423] и др.).

"Α все, что писано было прежде, написано нам в наставление" (Рим. 15:4; ср. 1 Кор. 10:11 [1424]).

В новозаветное время постились

Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мф. 4:2 [1425]). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей.

"Познай и научись, - говорит святой Иоанн Златоуст, - что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения" [1426].

Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3:4 [1427]). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились (Деян. 13:2 [1428]). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом (Деян. 14:23 [1429]). Апостол Павел пишет о себе: "усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор. 9:27 [1430]).

"Здесь он показывает, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше (1 Кор. 6:13) с сожалением говорил: "пища - для чрева, и чрево - для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным". Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам" [1431].

"Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах" (2 Кор. 6:4-5); "много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте" (11:26-27).

В апостольское время христиане постились: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве" (1 Кор. 7:5; Деян. 27:9 [1432]).

Читать далее...