Игумен Петр Мещеринов: об иерархии христианских ценностей
К сожалению, сейчас распространено иное мнение, можно сказать, лжеправославное мнение, будто человеку ничего не нужно знать, а надо молиться, поститься, беспрекословно слушать духовника, голову же свою не забивать, а то можно легко впасть в своемудрие, высокоумие и грех. Такой взгляд явно не от Бога, потому что Господь человеку дал разум именно для того, чтобы изучать и понимать что-либо. При этом важно помнить, что наша вера не проста, а достаточно сложна и не охватывается каким-то одним приёмом, и не знать веры - значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения.
Правильное теоретическое знание нашего учения, учения нашей веры, чрезвычайно важно для христианина. Оно не сводимо к сумме взглядов, оно не есть философия в собственном смысле слова. Наше вероучение есть вещь прикладная, оно нам необходимо для правильной духовной жизни. Если человек говорит: "Я - верующий", это значит, что он должен и жизнь свою строить по своей вере.
Обращаясь к современной жизни, к сожалению, приходится констатировать, что для очень многих людей, называющих себя православными и христианами, Христос есть в знании, а в жизни его нет. Есть, допустим, молебны, есть записки, песочек с могилы какого-либо святого, акафисты, службы, иногда исповедь и причащение, но если копнуть глубже, то всё это делается не ради Христа, не для того, чтобы приблизиться ко Христу, а по каким-то другим причинам, часто вполне по-человечески понятным. И всё же можно сказать, что в такой ситуации церковная жизнь перевернута с ног на голову.
Важно понимать, что всё в Церкви должно быть на своём месте. Главное, чтобы Христос и наше по мере сил приближение к Нему - были средостением, основой нашей христианской жизни. И тогда всё выстраивается в стройное здание именно такой церковной, правильной духовной жизни.
Известный священник протоиерей Глеб Каледа, один из основателей Свято-Тихоновского Богословского Института, ещё в 1991 году на заре церковного возрождения писал, что жизнь христиан должна быть христоцентрична и наша проповедь должна быть радостной вестью о Христе. К сожалению, его слова не вполне были услышаны. И сейчас для многих людей Бог - только средство обеспечить себе комфортную жизнь, как здешнюю, так и будущую. И именно такие вещи искажают весь строй духовной, церковной и православной жизни. Бог выступает здесь гарантом комфортной жизни. Христианство вырождается в бытовую религиозность. Закон "я Тебе, а Ты мне" привносится и в Церковь...
Православие - это правильное, истинное отношение человека и живого личного Бога. И это отношение охватывает всю жизнь человека: духовную, душевную и телесную, внешнюю и внутреннюю. Стремление познать веру рождается от доверия Богу, от доверия людям, которые живут с Богом и по Божьим заповедям. Если это так, то мы познаём веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, а для того, чтобы жить по вере. Собственно говоря, вера в формальном своем виде - это свод истин, которые надо в основе своей усвоить раз и навсегда и трудиться над дальнейшим познанием...
Вера неотделима от благочестия. Апостол Иаков говорит: "Вера без дел мертва". И, конечно, главным путём, которым мы убеждаемся в правильности веры, является жизнь по вере, жизнь по заповедям Божиим. Иного пути нет...
Мы можем сколько угодно читать Евангелие, творения святых отцов, но если мы сами не будем воплощать в жизнь узнанные Евангельские истины, если сами не будем нравственно трудиться, то такое познание нашей веры ни к чему не приведёт, а будет просто мёртвым грузом лежать в наших умах. А жизнь наша в это время будет проходить по другим стихиям...
В наши дни часто упускается из внимания, что наше христианское учение иерархично - есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные не значит не нужные. Апостол Павел пишет, что всё в Церкви должно быть благопристойно и по чину. И в Церкви, в христианстве всему есть своё место, есть должный порядок и чин, и когда этот чин соблюдается, тогда всё - от большого до малого - стоит на своём месте. Непонимание этого принципа приводит к большим ошибкам... Примет человек неправильную мысль о том, что духовная жизнь - это не напряжённая борьба со страстями, исполненная трезвости и осторожности, а чудеса, видения, знамения конца света, «ощущения благодати», поездки по святым местам, окунания в источники, старцы и старицы - и христианство исчезает, а взамен появляется кликушество и язычество православного обряда. Утвердится человек во мнении, что те или иные формы общественно-политического устройства мира или национальная принадлежность кого-либо имеют религиозное значение, и пойдёт искать масонов и восстанавливать монархию, считая именно это делом благочестия и религиозной жизни. И так далее, и тому подобное...
Читать далее...