?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Размышления в Лазареву субботу и в неделю Ваий

"Прослезился Ты, Господи, над Лазарем, показывая воплощение по промыслу Твоему, (показывая то), что Ты, Бог по естеству, стал по естеству же подобным нам Человеком".

Есть какая-то удивительная, проникновенная сила в вечернем богослужении Лазаревой субботы. В пятницу вечером в храме довольно мало народа. Все дома готовятся к субботней всенощной с освящением ветвей вербы, службе красочной, яркой, торжественной. И лишь немногие боголюбцы становятся свидетелями умилительной и тихой службы, напоминающей нам об удивительной дружбе человека и Бога.



Воскрешение Лазаря. Андрей Рублев. Икона, 1405 год

Редко в каком храме, кроме монастырей, служится в этот вечер повечерие с каноном святителя Андрея Критского. Мне повезло. В годы моей юности я пономарил в храме, где настоятель, протоиерей Валентин Парамонов (+1994), читал этот канон чуть ли не наизусть, с усердием приходя задолго до объявленного начала богослужения и вычитывая повечерие, пропевая стихиры и тропари, которые потом традиционно "сокращались" во время общего богослужения.

С того времени я каждый год стремлюсь быть участником или хотя бы свидетелем этого удивительного богослужения. Без него трудно понять и скорбь Страстной седмицы, и радость Пасхи. Лазарева суббота как предисловие к этим Великим дням сразу объясняет нам смысл происходящего в храме в эти две Великие недели: Бог по любви Своей стал подобен нам вплоть до Своей добровольной смерти, чтобы мы стали подобны Богу. Бог желает помочь нам изменить свою жизнь ко благу, а от нас ждет разрешения войти в нашу жизнь и преобразить её.

Бог пришел к нам и ищет нашей дружбы.

"Слава Тебе, только позвавшему, и тем из гроба друга Своего воздвигшему, уже четыре дня бывшего мертвым Лазаря".

Канон святителя Андрей Критского на повечерии Лазаревой Субботы – это шедевр византийской религиозной поэзии, наполненный живыми, яркими личностными образами.

Вот Христос плачет над гробом Лазаря. При этом особо подчеркивается реальность смерти последнего, постоянно напоминается о четырех днях, прошедших с момента его смерти, что в условиях жаркого востока приводит к быстрой порче тела. Чем очевиднее признаки разложения, тем удивительнее чудо.

***

Читайте также по теме:
•Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест - Антон Поспелов
•О дружбе Бога и человека. Размышления в Лазареву субботу и в неделю Ваий - игумен Силуан Туманов
•Воскрешение Лазаря - святитель Иннокентий Херсонский

***

Четверодневный мертвец, смердящий и погребальными пеленами обвязанный, ожив, вскочил, (быв до этого) бездыханным, как только Ты позвал его, Господи.

Вот трогательно взывают ко Господу Марфа и Мария, сестры Лазаря, а вот плачет ад, переговариваясь со смертью, и в предчувствии всеобщего воскресения умоляет Лазаря поскорее выйти из него.

"Увы мне! Воистину погиб я ныне!" – взывая так, ад обращался к смерти, говоря: – "Вот, Назарянин преисподнюю сотряс, и, рассекши моё чрево, бездыханного мёртвого позвав, воздвиг!"

"Умоляю тебя, Лазарь, восстань, – ад сказал, – "выйди из-за засовов моих скоро, уйди же: потому что лучше мне поскорбеть об одном, жестоко у меня отнимаемом, чем обо всех, кого я прежде алчно поглотил!"

Сильный поэтический образ сравнивает Лазаря с рвотным средством, проглоченным адом, ярко показывая неизбежность скорого сошествия во ад Бога и изведения из него всех умерших праведников, показывая мучение преисподней, не могущей сопротивляться живительному слову Бога-Слова.

"И что же ты медлишь, Лазарь", – сказал ад; – "Иди наружу! – восклицает стоя (над гробом) твой Друг. Выйди же, чтобы и мне получить облегчение, – ведь с тех пор, как тебя я пожрал, в тошноту пища для меня обратилась!"

Читать далее...

Comments

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars