?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот фильм снят во времена мужчин-победителей, которые уничтожили фашизм, восстанавливали промышленность и города, создавали советскую науку, готовили выход человека в космос… Настоящий мужчина - это коллективная личность. Все стоящее и великое, что мы можем создать, можно создать только вместе. Настоящий мужчина – это мужчина товарищ, умеющий эффективно трудиться в коллективе. 40 – 50-е годы – это десятилетия побед мужского товарищества.



Поэтому фильмы именно сталинской эпохи представляют интерес, как образцы моделей поведения мужчин-товарищей, что является синонимом мужчин-победителей.

Историзма в этом художественном фильме "Адмирал Ушаков" и в его продолжении "Корабли штурмуют бастионы" разве только имена главных героев, канва событий, да некоторые выражения, все остальное - вымысел сценариста и режиссера. Однако же вымысел этот основан на моделях поведения советских мужчин-победителей и их руководителей, ибо, как вел себя в реалиях Потемкин, Ушаков и его сотоварищи неизвестно.

И конечно нужно понимать, что исторические личности, показанные фильмы в реальности могли иметь совершенно иной нравственный облик и характер поведения. Но для художественного фильма это не является важным.

Как и все советские фильмы того времени он имел прежде всего воспитательное значение, а потом уж развлекательное. Какие мужские добродетели и недостатки авторы фильма хотели показать зрителям?

Важно! Сценарист фильма Александр Штейн служил в 1941 – 1946 гг. офицером на Балтийском флоте. Лауреат двух Сталинских премий.

И конечно, вначале посмотрите эти фильмы...

О Православии

Первое открытие – не все так однозначно в отношении к Православию и царизму в эпоху "великого тирана и палача".

Сцена молебна при освящении кораблей Черноморского флота показана торжественно и благоговейно. Никакой пародии. Очень показательно, что разговаривали и вели себя неблагоговейно во время молебна английский шпион "ливерпульский пивовар" Томас Грей, предатель Арфанов, и истеричная мамаша (видимо, прапрапрабабушка женщин, входящих в "Комитет солдатских матерей"), которая не захотела отпускать на флот своего сына Виктора.





Неблагоговейно вели себя при молебне на освящение кораблей Черноморского флота: предатель, английский шпион и истеричная баба, прапрапрабабушка женщин из нашего современного "Комитета солдатских матерей"

Обращает внимание то, что все положительные герои: князь Потемкин (особенно, когда он объявил о начале войны с Турцией на балу), моряки крестятся благоговейно, тогда как отрицательные герои изображают не крестное знамение, а вентилятор перед подбородком.

Женщины

Единственная женщина в фильмах "Адмирал Ушаков и "Корабли штурмуют бастионы", имеющая положительный образ – императрица Екатерина II, все остальные имеют крайне негативные образы: истеричная и глупая мать Виктора, великосветская английская шлюха, любовница Горация Нельсона Эмма Гамильтон, злобная и мстительная королева Мария Каролина Австрийская, супруга Фердинанда IV Неаполитанского. Великосветская шлюха Эмма Гамильтон была ее подругой, что показательно (подобное притягивается к подобному).



Императрица Екатерина II - единственный положительный образ женщины в фильме

Это фильм однозначно не для женщин. Это фильм только для мужчин, которые хотят стать воинами. В советских фильмах после сталинской эпохи совершенно неслучайно начинают появляться около главных героев женщины, и чем ближе к началу XXI века перестройки и "демократии", тем распущенней нравы женщин около главных героев. А в фильмах последних годов, например, "Сталинград", героиня и любовь главного героя - вообще шлюха, немецкая подстилка.

Если сейчас будут снимать фильм о Федоре Ушакове, можно не сомневаться, в фильме появиться его несчастливая любовь к какой-нибудь блуднице. Русским блудницам, их доченькам и мужьям-подкаблучникам хочется верить, что и их, блудниц, на которых ставить клейма некуда, то же "любят" герои, точнее, только их, блудниц, они и могут "любить".

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин

Потемкин - пример успешного руководителя и организатора и в реалиях, и в фильме. Его модель поведения требует подробного рассмотрения.

***

Потемкин исторический

Психологический портрет князя Григория Потёмкина (1739-1791), который дал ему австрийский мемуарист и военный писатель Шарль-Жозеф де Линь, служивший под началом светлейшего князя:

"Трусливый за других, он сам очень храбр: он останавливается под выстрелами и спокойно отдает приказания... Он очень озабочен в ожидании опасности, но веселится среди неё и скучает среди удовольствий. То глубокий философ, искусный министр, великий политик, то десятилетний ребенок. Он вовсе не мстителен, он извиняется в причиненном горе, старается исправить несправедливость. Одной рукой он подает условные знаки женщинам, которые ему нравятся, а другой – набожно крестится. С генералами он говорит о богословии, с архиереями – о войне. Он, то гордый сатрап Востока, то любезнейший из придворных Людовика XIV. Под личиной грубости он скрывает очень нежное сердце; он не знает часов, причудлив в пирах, в отдыхе и во вкусах: как ребенок, всего желает и, как взрослый, умеет от всего отказаться... Легко переносит жару, вечно толкуя о прохладительных ваннах, и любит морозы, вечно кутаясь в шубы..."



Светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический. Неизвестный художник, 1780-е годы

Военная реформа князя Григория Потемкина

С 1775 года князя Григорий Потемкин начал реформы в пехоте. Им была введена единая штатная структура частей. Егеря стали формироваться в отдельные батальоны (с 1777 г.) без артиллерии: увеличено число гренадер, сформированы мушкетерские четырехбатальонные полки. Причем в основу были положены румянцевские начала устройства пехоты: способность к независимым операциям, умение совершать усиленные переходы, быстрота, скрытность движения, действия на пересеченной местности, меткость одиночного огня.

Большой вклад внес Потемкин в гуманизацию взаимоотношений внутри армии. В его приказах, инструкциях и других документах неоднократно указывалось командирам и начальникам о необходимости большей человечности к подчиненным.

О продовольствии и укомплектовании армии он заботился как нельзя лучше.

Использовать командирами солдат на частных работах воспрещалось под страхом строгого наказания. Потемкин следил за правильностью снабжения солдат, требовал соблюдения санитарно-гигиенических правил.

В вопросах обучения и воспитания он обращал главное внимание не на внешний блеск, а на боевую готовность войск.

Потемкин стремился навести в армии порядок и экономию. Так, в 1786 г. вышло его постановление, в котором были определены все расходы, необходимые для армии: на жалование личному составу, обмундирование, починку оружия, на обоз, на содержание лошадей и т.д. Этим же постановлением указывались, какие суммы выделялись на различные полки.

Особое внимание Потемкин уделял казачеству. Так, им были созданы Екатеринославское и Черноморское казачьи войска, произошло более тесное слияние Войска Донского с армией. Он сформировал из казаков регулярные полки и подчинил их тем же законам дисциплины, какие были у армии, приучил их действовать по правилам регулярной армии. Общие требования армии стала учитывать и организация казачьих войск; увеличилось количество воинов, поставляемых казаками (с 4000 – 5000 тыс. человек до 10 000), наконец, казачьи войска получили ряд боевых отличий.

Под руководством Г. А. Потемкина с 1779 г. велось интенсивное строительство флота на Черном море. 13 (24) августа 1785 г. были утверждены штаты Черноморского адмиралтейства и флота непосредственно подчинявшиеся Потемкину, получившему от императрицы кайзер-флаг.

***

Итак, образ Потемкина в фильме как руководителя высшего звена.

Как и все смертные, он имеет человеческие недостатки, которые он честно в себе признает (сцена с доносом на Ушакова).

Важно! Ушакову и прочим верно служащим под начальством Потемкина, его недостатки явно известны, и они никак не мешают им уважать Потемкина и слушаться его приказам.

Важно! Никто из положительных героев ни разу не произнес ничего критического (унизительной шутки) лично против своего начальства: князя или императрицы. Низовая, кухонная критика, сплетни, пересуды и недоверие руководителю - разрушают любое товарищество.

Как любой успешный руководитель Потемкин, обладает чувством юмором, умеет смеяться и над собой, и над другими.

Успешный руководитель – это, прежде всего, талантливый психолог, умеющий выбирать ключевых подчиненных и нейтрализовать негодяев, подлецов, предателей, вредителей, завистников и т.п. К сожалению, и тогда и сейчас от этих людей в больших коллективах непросто избавиться. А бывает и так, что врагами становятся бесспорно талантливые и компетентные коллеги. В исторических реалиях это были, например, адмирал Федор Ушаков и адмирал Дмитрий Сенявин (в фильме он в звании флаг-капитана).

Потемкин умел выбирать себе подчиненных-победителей, воспитывать их и защищать их! Суворов на суше, Ушаков на море – эти два человека никогда не имели поражений, побеждали, чаще имея против себя превосходящие силы противника.

Как выбирает Потемкин в подчиненные лидеров, способных к успеху? Показательна сцена на прогулочном корабле императрицы.



Правильное выявление карьеристов и угодников начальству - такие никогда настоящими лидерами не могут быть. Его насмешки над молодым Ушаковым не случайны. Если бы Ушаков был карьеристом и подхалимом, то промолчал бы над издевательством, и даже подхихикивал "шутке" князя. Позже в одной из сцен Потемкин назвал уже пожилого графа, адмирала дураком, и тот заискивающие ответил: "Как прикажите!" Но Федор Ушаков князя резко одернул, показав свое достоинство, и способность возражать начальству, если оно, по его мнению неправо.

Людей, способных возражать начальству, самостоятельно мыслить, требовать необходимое для общего дела, у нас в РПЦ МП особенно не любят. Между тем именно это важные качества миссионеров и апологетов, успешных настоятелей приходов и т.п.

Наша Русская Православная Церковь родилась и окрепла при феодализме. На дворе XXI век, а у нас до сих пор Владыки, и они, как и прежде, любят смиренных хлопов, а не равноправных братьев во Христе. "Мужи братия!" (Деян.1:16) – так обращались друг к другу великие первые христиане. Мыслим ли апостол Петр с такими словами "Высокопреосвященства! Владыки! Святейшие!"?!

Итог - отсутствие ярких личностей практически везде: в миссии, богословии, в монастырской и приходской жизни, а те, что есть, попадают в опалу. Ярким у нас может быть только сам "император"…

Обратите внимание, что после ушаковской отповеди своей "шутки" Потемкин ее тут же прекратил, ретировался оправданием, что это шутка, и не стал мстить за строптивость.

Читать далее...