?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мария Монтессори (1870-1952) - это имя известно педагогам всего мира. Биография данной женщины, её деятельность вызывают неоднозначные оценки. Несомненно, она была незаурядной личностью. Такого рода люди всегда вызывают восторги у одних и полное неприятие у других. Это естественно. Оставим педагогам давать оценку педагогическому наследию Марии Монтессори. В данной статье автор попытается разобраться в её религиозных взглядах.



Мария Монтессори

Родилась Мария Монтессори в Италии, получила медицинское и педагогическое образование. Начинала свою педагогическую карьеру, работая с детьми-инвалидами. Добилась в этой области больших успехов. Далее она создаёт и всю жизнь совершенствует собственную систему воспитания и развития обычных детей. О жизни и педагогической системе Марии Монтессори издано немало книг, желающих с ними глубже ознакомиться адресуем к ним [1], мы же переходим к основной теме нашего повествования.

Педагогическая система Марии Монтессори в своих основах опирается на естественно-научную методологию познания мира. В ней нет места мистицизму, но при этом Монтессори не была атеисткой. Во что же она верила [2]?

Мария Монтессори была христианкой. Она крестилась в Католической Церкви, верила в Пресвятую Троицу, считала Иисуса Христа Богом, почитала Божью Матерь. Такие слова, как душа, первородный грех, смертные грехи [3], ангел-хранитель, Промысел Божий, очень многое говорили ей, и при этом она понимала их в строго христианском смысле.

Мария Монтессори отвергала атеизм, считала, что он ведёт людей к нравственной деградации, насилию над слабыми, к неуважению ребёнка.

Кроме получения знаний и развития различных способностей ребёнка, Мария Монтессори уделяла большое внимание его духовному развитию. При этом единственным местом, где духовное развитие ребёнка было на её взгляд возможным, являлась Церковь [4]. Марии Монтессори были полностью чужды нравственный релятивизм [5], а также идея, что любое религиозное течение может быть основной духовного развития человека. Она учила, что ребёнок духовно развивается по милости Бога, и в этом ребёнку помогают молитва и участие в литургической жизни Церкви [6]. Ребёнок должен обязательно регулярно причащаться, его духовная жизнь невозможна вне Церкви.

Мария Монтессори писала: "Религиозное образование, … следует рассматривать не столько как школьный предмет, а как помощь в духовной жизни, которая раскрывается сама. Мы нацелены на воспитание религиозной личности, а не на то, чтобы ребёнок прошёл определённое обучение" [7].

В основании педагогической системы Марии Монтессори лежит наука и религия, при этом, как она сама писала: "… Церковь логически завершала образование, предлагаемое моим методом" [8].

То, что Мария Монтессори агрессивно не навязывала своих религиозных взглядов, и в большинстве написанных ею книг они не отражены, привело к тому, что ей стали приписывать принадлежность к религиозным системам, которые ей были чужды. В частности, её обвиняют в том, что она была теософом, антропософом, индуисткой.

Попробуем кратко разобрать эти обвинения.

Прежде всего, в своих книгах Мария Монтессори нигде не излагает ни эзотерических, ни индуистских доктрин. Она отрицала теорию реинкарнации [9], обязательную в эзотерических и индуистских религиозных системах. В её книгах нет ссылок на эзотерических или индуистских авторов. Более того, в её книгах вы не найдёте никакой эзотерической лексики: карма, реинкарнация, тонкие миры, махатмы, Шамбала и т.д.

Не найдёте вы в трудах Марии Монтессори и ссылок на какие-либо мистические переживания как на источник её педагогической системы.

Критикам Марии Монтессори также нужно полностью игнорировать тот факт, что она сама себя называла христианкой, а также что она стремилась воспитывать детей на христианской системе ценностей, а не какой-либо иной.

Нужно отметить, что существует "Католическая гильдия Монтессори", т.е. католики считают для себя возможным применять эту педагогическую систему. Никаких запретов со стороны руководства Католической Церкви против применения католиками данной педагогической системы не существует. Также фактом является отсутствие православного соборного осуждения педагогической системы Марии Монтессори. Вряд ли такая ситуация была бы возможной, если бы эта система была эзотерической или индуисткой в своих основаниях.

Принятие или отрицание педагогической системы Монтессори - это вопрос личной симпатии или антипатии к ней конкретных христиан, это частная позиция, но не церковная. Если православный христианин придерживается данной системы в воспитании своих детей, это никак не удаляет его и его детей от Церкви. Утверждающие обратное, должны аргументировать свои заявления не личным мнением, а церковной позицией, выраженной в тех или иных соборных решениях.

Что бросилось в глаза автору при знакомстве с критическими материалами, посвящёнными Марии Монтессори [10]? Очень мало ссылок на первоисточники, фактически обвинения получаются голословными, ничем не подтверждёнными. Значительная часть критических материалов не подписана, этически это сомнительная позиция, если уж критикуете, не прячьтесь. Много эмоциональной лексики, взывание к эмоциям, а не к разуму, не делает чести критикам, которые так поступают. Многие обвинения исключают друг друга. Например, нельзя быть теософом и антропософом одновременно, так как с точки зрения теософии антропософия - это ересь. Критические тексты содержат большое количество как орфографических, так и стилистических ошибок. Если критик не смог овладеть нормально русским языком, с чего он решил, что обладает достаточной компетенцией для критического анализа наследия Марии Монтессори?

Встречались автору и критические высказывания, подписанные священниками. К сожалению, уровень апологетической подготовки в большинстве современных семинарий оставляет желать лучшего [11]. Наличие сана не делает человека ни умнее, ни образованнее, ни святее. Священство – это форма служения в Церкви Христовой, и плохо, когда конкретный священник начинает очень некритически относиться к своим знаниям, навыкам и талантам. К сожалению, быть священником не означает одновременно быть хорошим педагогом. Не говоря уже о том, чтобы грамотно судить о различных педагогических системах и давать им свои оценки. Потому авторитет священства не достаточен для любых обвинений кого-либо, если он не подтверждён фактами из трудов или биографии исследуемого человека или учения. Не говоря уже о том, что не все священники отрицают систему Марии Монтессори, многие относятся к ней более чем лояльно. По крайней мере, размещение книг Марии Монтессори на православных сайтах - это факт. При этом почти все православные сайты имеют благословение тех или иных священников, а то и епископов.

Перейдём к более подробному анализу конкретных обвинений.

Первое обвинение, которое мы разберём - Мария Монтессори была теософом.

Теософы не верят в Бога, отрицают существование Пресвятой Троицы в христианском Её понимании, Иисус Христос для них - высшее "Я" каждого человека и каждый человек может в перспективе стать Христом, понятие греха отвергается, теософы верят в законы кармы и реинкарнации. Одной из задач, стоящих перед теософией, является уничтожение Церкви, как Католической, так и Православной [12]. Теософии свойственен этический релятивизм [13]. Из всего выше изложенного следует, что Мария Монтессори никак не разделяла теософические религиозные взгляды.

Читать далее...

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars