?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У разных групп "родноверов" разные обряды. Иногда они воюют между собой.

На днях украинцы отмечали праздник Ивана-Крестителя, однако в народе его часто называют Ивана Купала. Несмотря на то, что большинство граждан нашей страны исповедуют христианство, элементы язычества нам не чужды. Так, в ночь на Купала до сих пор выбирают суженых, ищут цветок папоротника, который якобы приносит нереальное богатство (если, конечно, вы отыщите такой феномен природы), купаются до утра, обливают водой Иванов и прыгают через костер, чтобы очиститься и навсегда скрепить свою любовь, "закалив" ее огнем. И хоть православная церковь не признает этого праздника, немало украинцев продолжают чтить традиции своих предков.



Кстати, часть язычников празднуют Ивана Купала не в ночь на 7 июля, а в день летнего солнцестояния, 22 июня. Сегодня язычество не только не исчезло, но даже возродилось. В разных уголках страны появились организации и общины, которые восстанавливают традиции, существовавшие до появления христианства. Современных язычников еще называют "родноверами" или "неоязычниками". Их точное количество определить сложно. По мнению экспертов, "неоязычество" сложно поддается описанию и систематизации: приверженцы новых течений и общин не всегда могут договориться между собой об общих правилах и даже воюют.

Деньги на идолах и борьба за влияние

"Неоязычество", или "родноверство" разрослось в независимой Украине. По словам кандидата философских наук, сотрудника отделения религиоведения Института Философии НАН Украины Дмитрия Базика, родноверство не передавалось из поколения в поколение, его повторное появление стало возможно лишь благодаря усилиям людей, увлекающихся фольклором и этнографией. "Эти люди интересовались народоведением, бытом. Они проводили этнографические исследования и решили возродить давнюю веру. И нынешние обряды восстановлены на основе книг и описаний, а не переданы в наследство от предков", - поясняет Базик. Поэтому у каждого обряда есть свой автор.

Поскольку движение "родноверов" неоднородно, внутри него существует недюжее противостояние. По словам эксперта, существует несколько групп влияния, каждая из которых отстаивает свои подходы, обряды и традиции, и таким образом пытается привлечь в свою общину новых членов или переманить существующих "родноверов" из других общин. Ведь чем популярнее община, тем большее она имеет влияние и вес в регионе. А значит, может собирать больше пожертвований и продает больше культовых предметов.

БИЗНЕС. Языческих идолов и обереги (преимущественно сделанных из дерева или травы) мастера продают на различных этнографических фестивалях. Их цена стартует от 20 грн и может доходить до 2 тысяч гривен за большие статуи из ценных пород дерева. Существуют также специализированные магазины и лавки, в которых продаются такие товары.

То, что некоторые зарабатывают на язычестве, признают и сами родноверы. "Сегодняшний мир глобализируется, и появляется такое явление как религиозный бизнес. Мы основали эту общину, к нам начали приходить люди. Они решили, что можно на этом зарабатывать. Набирались у нас опыта, смотрели, как мы это делаем, а потом отходили и основывали что-то новое, но с коммерческим уклоном", - рассказала "Сегодня" основательница "Объединения родноверов Украины" Галина Лозко.

Огненное колесо и магия трав

Языческие общины существуют практически во всех крупных городах Украины. Только в "Объединении родноверов Украины" числятся 27 организаций. По приблизительным подсчетам религиоведа Дмитрия Базика, это 5-10 тысяч человек по всей Украине. По его словам, современных язычников можно разделить на две группы, и их традиции в праздновании Ивана Купала немного отличаются.

Первая группа - "интеллектуалы". "Они восстанавливают народные обряды по историческим источникам", - поясняет Базик. Представители этого течения отличаются особой приверженностью национальной идее. "Мне очень нравится быть на природе, а языческие обряды (молитвы Солнцу и дождю, общение с деревьями) мне ближе, чем христианский канон", - рассказал "Сегодня" обрядовый (человек, который проводит языческие обряды) Волелюб из Одессы. По его словам, "праздник Купайла - один из самых важных в году. Поэтому его мы празднуем с размахом". "Собираемся вечером (язычники отмечают этот праздник в ночь на 22 июня, в день летнего солнцестояния. - Авт.) у воды. Сначала обрядовый проводит церемонию: рассказывает, что солнце достигло своего купола, а значит пришел праздник Купайла - это когда солнце (Ярило) входит в активную силу и наполняет землю силой природы. Мы делаем Морену (символ зимы): поджигаем большое колесо и скатываем в воду. Затем девушки пускают веночки по воде и гадают на судьбу. Обязательно на Купала должны быть костры - символ солнца и очищения. Вокруг них танцуют, поют, водят хороводы. Сначала парни прыгают через костер сами, так как они мужественнее, должны сами испытать огонь, и только потом уже - вместе с девушками. Самые смелые ходят по раскаленным углям", - рассказывает "Сегодня" родновер Олег Анисимов из Винницы. По его словам, одного общего заговора в этот праздник у язычников нет: "Слава родным богам!" - это то, что они говорят во время всех праздников и обрядов. В цветок папоротника они верят и тоже ищут его - как и все желающие быстро разбогатеть.

Вторая группа язычников - так называемые ведисты. "Они связывают себя с древнеиндийской традицией. Им присуще увлечение эзотерикой, и они практикуют разновидность йоги - "ягу". Верят в магию и колдовство, то есть уже есть зачатки оккультизма", - рассказывает Базик. Ведисты на Ивана Купала, кроме совершения ритуалов, собирают травы: считается, что вода и растения в эту ночь обладают особыми свойствами. Они верят, что при помощи этих трав можно вызвать или остановить грозу (ведисты верят, что могут влиять на погоду).

Читать далее...