?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько лет назад меня попросили написать рецензию на книгу С.Сенькина "Украденные мощи". Книга на меня произвела, мягко говоря, негативное впечатление. Рецензию я написал, но она нигде так и не была опубликована. А тут недавно я повстречался с человеком, который был высокого мнения о данной книге и недоумевал, чего бы это мне в ней могло не понравиться. Поскольку возможно это не единственный такой человек, я подумал, что стоит все же хотя бы у себя в ЖЖ опубликовать ту старую рецензию.



Станислав Сенькин. "Украденные мощи"

Представленная книга является сборником рассказов об Афоне. К большому сожалению, в ней содержится немалое число фактических ошибок, непроверенных сведений и догматически неверных утверждений.

В рассказе "Легенда о вампире" автор заявляет, что на Афоне будто бы есть "три места, в которых монахам никто не благословлял жить и молиться".

"Первое - это пещера святого Петра Афонского, знаменитого отшельника Святой горы. Говорят, его борода была двенадцати метров длиной <…> Все пустынники, что дерзали поселиться в пещере святого Петра, быстро сходили с ума, и их тела после смерти не разлагались, что считается в афонской традиции самым дурным признаком. Чтобы отвадить чересчур самоуверенных подвижников, несколько столетий назад лаврским властям эту пещеру пришлось даже замуровать".

Надо сказать, в целом для автора свойственно представление о том, что "чем святее место, тем сильнее духовная брань" и "тем опасней там жить" (рассказ "Змеи"). Сложно назвать традиционным для Православия такой взгляд, согласно которому сугубая святость места может служить причиной сумасшествия подвизающихся там подвижников.

Второе место, где будто бы монахам нельзя селиться – "Антиафон, или, как его еще называют, малый Афон. Это небольшая гора, которая находится немного к северу от вершины великого Афона. Там были и есть походящие для безмолвия места, но почти все монахи, которые пытались подвизаться близ малого Афона, впадали в прелесть или кончали с собой. Больше туда никто не осмеливается даже и приходить. Старые монахи поговаривали, что Антиафон - место обитания самого дьявола, который там устраивает планерки - отдает приказы бесам, летящим оттуда, словно летучие мыши, в разные стороны Святой горы искушать подвижников благочестия. Однажды ночью на вершине Афона во время бдения… многие видели, как над Антиафоном струились многочисленные языки пламени и слышался странный хохот".

В качестве третьего места указывается "Морфино - бывшее святилище черной Венеры, одинокая башня". В действительности эта башня не имеет никакого отношения к "святилищу Венеры", а является сохранившейся частью древнего монастыря бенедектинцев из Амальфи, основанного в 990 г. и просуществовавшего до XIII века, когда он пришел в упадок. В 1287 г. монастырь был присоединен к территории Великой Лавры. Эта башня – одна из многих руин, оставшихся на Афоне от древних обителей.

Что касается второго места – горы Антиафон, - то в ней нет ничего сатанинского, и, хотя автор утверждает, что туда "никто не осмеливается даже и приходить", в действительности через нее постоянно проходит множество паломников и монахов, следующих из монастыря Св. Павла в монастыри Филофей, Каракалл и Великая Лавра.

Наконец, что касается первого места, пещеры св. Петра Афонского, то это место регулярно посещают паломники, и для них доступна келия и церковь св. Петра, построенная рядом с пещерой. Вход в саму пещеру был заложен не "несколько столетий назад", а в конце XIX века по решению игумена Великой Лавры. В качестве оснований этому приводят разные версии, например, то, что в разветвлениях глубокой пещеры терялись некоторые монахи, а также то, что большая сырость пещеры была опасна для здоровья селившихся там. В источниках первой половины XIX века эта пещера описывается без каких-либо "страшных историй" и упоминается монах Иов, живший тогда в ней[1]. А в расположенной рядом с пещерой келье св. Петра и сейчас продолжается монашеская жизнь, живут двое монахов. Примечательно, что в рассказе "Туман над Афоном" сам автор описывает современного монаха, который жил в "келье святого Петра Афонского - первого отшельника Святой горы". Остается неясным, почему практически в одном и том же месте подвигов прп. Петра то спокойно продолжается монашеская жизнь, то почему-то "быстро сходят с ума" все подвижники.

В произведении "Плыви в направлении ветра" приводится мифический рассказ о разделе территорий между монастырями Великая Лавра и Святого Павла. Описывается, что будто бы основатели монастырей святой Афанасий Афонский и святой Павел договорились, отслужив литургию, пойти навстречу друг другу и поставить границу там, где встретятся. И что, будто бы, "Афанасий закончил литургию раньше и быстрыми шагами - а он был рослый человек - пошагал на запад.

Святой Павел, положившись на волю Божью, благоговейно отслужил литургию, неторопливо выслушал благодарственные молитвы и пошел, непрестанно произнося устами имя Сладчайшего Иисуса, навстречу сопернику. Он был гораздо меньше по росту, и поэтому граница разделила монастырские земли достаточно неравномерно". Сделанное обозначается автором как "хитрости Афанасия". Это сообщение совершенно неисторично (св. Афанасий получил территорию для Лавры не в результате каких-то разделов, а по дару императора Никифора Фоки) и порочит образ основателя Афонского монашества, который изображается бесчестным хитрецом, его отношение к службе противопоставляется "благоговейному служению" св. Павла, и даже имя его указывается автором без чина святости.

Все рассказы написаны в реалистической манере, более того, в самом начале книги автор заверяет, что "всё описанное в этой книге основано на реальных событиях". Между тем в заключении рассказа "Змеи" описываются явно вымышленные события, якобы имевшие место в России: "Около двухсот тысяч человек верующих официально отказались поминать Московского патриарха, эти люди захватили массу приходов по всей стране и не собираются их оставлять. Президент по телевизору уже выступил с обращением, призывая народ к порядку и взаимному пониманию, но раскольники без боя сдаваться не намерены. Они требуют от государства, чтобы их признали законным религиозным объединением и оставили за ними все захваченные храмы. В противном случае обещают идти на крайние меры, вплоть до самосожжения. И все из-за каких-то кодов, новых паспортов и прочего". Подобные утверждения могут дезинформировать читателей, поскольку вымышленные события выдаются за реально бывшие. Кроме того, высказанная в рассказе идея о том, что старая змея, разорванная на Афоне кошками, может быть причинно связана с появлением раскола в России напоминает по своему характеру суеверие и совершенно не отвечает православному вероучению.

Читать далее...