?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интервью с Натальей Викторовной Кулешовой, педагогом-психологом высшей категории, преподавателем курса "Основы религиозных культур и светской этики" МАОУ СОШ № 58 г. Томска, сотрудником отдела развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья ТОИПКРО.

kuleshova-01

***

- Курс "Основы религиозных культур и светской этики" оправдал свои надежды в возможности воспитания нравственности школьников, толк-то есть какой-нибудь от него?

- Во-первых, курс внес свои положительные изменения в отношении педагогов к религиозности и религиоведению в школе как научной дисциплине.

Во-вторых, практически полностью снялись страхи и страшилки отдельных воинствующих педагогов, атеистов и журналистов, которые "пророчествовали", что религия разделит школьников, и начнутся религиозные конфликты. Данные предположения не оправдались, на протяжении 4 лет апробации курса ничего подобного не произошло.

В-третьих, стало очевидным, что предмет для детей оказался интересен (при адекватном преподавании, конечно). Не могу сказать, что он стал интересен родителям, но детьми он оказался востребован. Как-то заболела, уроки отменили, ученики искреннее сожалели: "Лучше бы религия была, жалко, что её отменили!"

И это не только потому, что на уроках не ставят оценки. Предмет предполагает живое общение ребенка и взрослого о насущных человеческих проблемах и взаимоотношениях. На сегодняшний день в большинстве семей этого весьма не хватает, кроме того часто отсутствует систематическое здоровое нравственное воспитание.

Интересна "религия" и тем, что школьники получают возможность оценить происходящее в их жизни в другой системе нравственно-духовных координат. Они также получают возможность обнаружить свои. слабости и определить реальные способности. Вот на уроке мы хорошо поговорили о милосердии, и все дети подтвердили и согласились, как это нужно и важно. Объявляю - завтра идем помогать… Осталось два человека из сорока.

Что же касается надежд на реальное духовно-нравственное преображение школьников, то этого, увы, не происходит.

- Почему?

- Можно ли привить ребенку высокое духовно-нравственное поведение в школе за 40 часов?! Курс, перед которым ставиться духовно-нравственное воспитание детей, должен пронизывать всю школу с 1-ого по 11-й классы и быть комплексным. Содержание комплексного учебного курса ОРКиСЭ, должно перекликаться с тем, что преподают на уроках литературы, истории, обществоведения и т.п. Сейчас это происходит на энтузиазме отдельных учителей указанных предметов, а должно быть закреплено в учебных программах, учебно-методических комплексах и учебниках.

Успех нравственного воспитания также не в последнюю очередь зависит от нравственной позиции и личности учителя, его духовная холодность и лицемерие может погубить все усилия курса.

- Могу добавить от себя, что серьезная ущербность курса ОРКиСЭ – отсутствие практики доброделания у школьников. У Вас есть такая практика? Что нужно ввести из практических занятий в курс ОРКиСЭ в будущем или уже возможно уже сейчас вводить?

- Учебно-методически закрепленной практики нет. Пока все происходит по инициативе и возможностям учителя. А практика должна быть. Если мы учим ребенка ответственности, то он должен ее продемонстрировать хотя бы в течение недели. На уроке, посвященном совести и ответственности, дети писали в тетради: "На неделю беру на себя обязательство и посмотрю, как я его выполню". В итоге, когда мы через неделю подвели опыт их "ответственности", многие сказали, что это настолько тяжело, что некоторых из них хватило лишь на один день! Не обходится и без курьезов. На родительском собрании одна мама говорит: "Я не знаю, что думать, мне ребенок кофе в постель принес!". Ее сын рассудил проявить ответственность и заботу таким образом. Внешне эффектно и приятно, но… Это может стать темой для размышления, почему дети не выбирают выносить каждый день мусор, мыть посуду, полу, ходить в магазин или т.д.

kuleshova-02

Вручение наград победителям школьного областного фестиваля "Пасхальная радость", ежегодно проводимого в СОШ № 58.

- Собственно именно добрые дела, помощь ближним - показатель правильной веры человека: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16). Ни пятерки по знанию заповедей и Писания, ни частота посещения храма даст нам наследие Царства Небесного – и то и другое имели книжники и фарисеи, которым Господь многократно говорил "Горе вам!" (Мф. 23), а добрые дела: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:31-36).

- Да, практика милосердия не должна быть формальной.

- А какая она должна быть в школе?

- Конкретная! Надо пойти и помочь!

- Кому? Вот давайте конкретно, куда можно пойти, чтобы ребенок мог реально позаботься о ком-то и неоднократно?

- Многие дети у нас посещали приют для животных. Мы делаем подарки для детей-сирот, воспитанников интернатов и т.д. А конкретная практика, в рамках предмета, например, как лабораторные работы по физике, химии, действительно отсутствует...

Читать далее...

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars