?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Искушенные цивилизацией жители современных городов сейчас все чаще прибегают для решения различных личностных, семейных и профессиональных проблем к специалисту-психологу. О том, как строятся отношения психолога и его подопечного, а также о своем опыте осмысления психологических проблем с точки зрения христианского миропонимания рассказывает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

lorgus

Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус

- Отец Андрей, возможно ли совместить заботу о душевном благополучии и стремление следовать заповедям Христовым? Психологи, помогая нам излечиться от проблем, делают жизнь более комфортной. Говорят, что психологические знания делают человека счастливее...

- Нет у психологии вообще и у христианской психологии в частности такой задачи. Да и лечить мы тоже не можем. Психология - это не врачебное искусство. Я бы даже сказал, что термин "лечить" здесь неуместен.

Психолог может помочь своему клиенту преодолеть семейные, личностные или профессиональные проблемы. Кроме того, психолог может помочь разобраться с пограничными состояниями. А вот ставить цель сделать человека счастливым - нет! Но и сами люди приходят к психологу не за счастьем. Не бывает таких запросов.

Христианская психология - направление, которым занимаюсь я, - основана на представлении о достоинстве человеческой личности и неисчерпаемом ресурсе этой личности, которой Господь Бог дал так много, что человеку этого не исчерпать за всю жизнь. Христианская психология исходит из того, что все свои проблемы человек может решить за счет этих внутренних ресурсов. Проще говоря, он способен на подвиг, способен на преодоление очень тяжелых обстоятельств жизни за счет того, чем наделил его Господь. Если человеку нужна дополнительная помощь от Бога, он ее обязательно получит. Человек не детерминирован социально или биологически, он свободен, и он может решить свои задачи. Он может развиваться.

- Но ведь и другие направления психологии стремятся использовать внутренние резервы человека для решения его проблем. В чем тогда отличие православного психолога от просто психолога? Правомерно ли подобное разделение вообще?

- Христианская психология смотрит на человека как на созданную Богом личность. В традиционной же психологической науке, оставшейся нам еще от советского времени, человек рассматривается прежде всего как биологическое существо, ну или в лучшем случае как социальное. Переработанные идеи Фейербаха стали символом советской науки и говорили о зависимости человека от социально-исторических обстоятельств. Именно с этими положениями и спорит христианская психология. Человек - свободная личность, созданная по образу и подобию Божию. Эта духовная сущность превосходит и биологическую, и социальную детерминацию.

- Способна ли психология помочь разобраться в проблемах духовной жизни?

- Психология, безусловно, помогает и в решении духовных задач, но только лишь помогает. Свои духовные задачи человек решает сам и с помощью своего духовника. А чисто религиозными проблемами психология не занимается вовсе.

- По Вашему опыту, у верующего человека меньше психологических проблем, чем у неверующего?

- Нет, не меньше, а иногда и больше, ведь христианство не упрощает жизнь, оно ее, скорее, усложняет. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33),- говорит Христос. Верующему труднее жить в мире, и это отражается как на семейных взаимоотношениях, так и на учебе, работе.

- Отличаются ли психологические проблемы православных людей от проблем всех остальных?

Читать далее...

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars