?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Работа как служение

Нет смысла упрекать Церковь в том, что она похожа на торговую корпорацию, если мы сами к ней относимся как к торговой корпорации, где "клиент всегда прав"...

***

В номере "НГ-религии" от 21.08.2013 была опубликована статья Михаила Темкина "Бог не уходит в отпуск" с подзаголовком "Религиозная деятельность в современной России - служение или работа?"

people&church-06

Эту статью автор начинает с воспоминания о каком-то подмосковном деревенском приходе, где его знакомый не сразу смог крестить ребенка, потому что настоятель был в отпуске, и задаётся риторическим вопросом: неужели "Бог ушёл в отпуск?". По ходу статьи упреки в адрес служителей РПЦ множатся, хотя ссылается автор исключительно на личный негативный опыт: "я помню...", "на память приходит только...", "мы вместе с моим приятелем...", "из разговора священников между собой...", "мой разговор по телефону с одним епископом..." и т.п.

Конечно, нет ничего плохого в жанре личных впечатлений и воспоминаний, но когда они являются главным основанием для весьма обидной критики такой огромной - "транснациональной" как пишет автор, - организации как Русская Православная Церковь, то желательно было бы основываться на объективных, беспристрастных исследованиях, а не на личных впечатлениях. Потому что личный опыт взаимодействия с любой глобальной социальной реальностью у всех очень разный.

Например, автор может не поверить, но лично я почти не видел в нашей Церкви пресловутых "злых бабушек", которые якобы встречают каждого прихожанина в каждом приходе, и с которых часто начинается весь перечень упреков к Церкви. Я знаю, что такие бабушки где-то точно есть, потому что о них так часто говорят, но лично мне они почти не попадались, а если и были, то я их не помню. И автор статьи имеет полное право не верить моему "уникальному" опыту, как я могу не верить его опыту или, по меньшей мере, подозревать его в преувеличении. Ведь ребеночка его знакомого, хоть и с третьего раза, но всё-таки крестили, и мы не знаем, как бы описали эту историю иные его участники - и сам знакомый, и упомянутая там старушка-уборщица, и долгожданный настоятель, и другие участники события, крестный отец или крестная мать, если они были. Не исключено, что вышел бы настоящий "Расемон", но мы пока знаем мнение только одного участника, причём весьма стороннего.

Однако в этом мнении проявляется одно из традиционных противоречий антицерковной критики.

С одной стороны, Церковь обвиняется в том, что она не служит людям, а походит лишь на очередную профессиональную корпорацию: автор суммирует свои упрёки Церкви словами некоего "старого прихожанина одной из московских церквей" - "Они не Богу служат, они просто в Церкви работают".

Но, с другой стороны, в требовании срочно крестить ребёночка звучит чисто потребительское отношение к Церкви именно как к профессиональную корпорации, подобной бюро ритуальных услуг.

С этой точки зрения, "клиент всегда прав", и если кто-то соизволил крестить ребёночка, то все ближайшие храмы и священники должны быть наготове, а если это не так, то клиент, как сказал автор, "пытается воздерживаться от "крепких выражений" из уважения к "святому месту" (заметим, что слова "святое место", говоря о храме, автор взял в кавычки).

Читать далее...

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars