k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры

Почему Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?

Доклад на Конференции "Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС (Томск, 18 апреля 2013 года)

Для чего вводился курс "Основы религиозных культур"? Для религиозной историко-культурологической грамотности? Прежде всего, для нравственного воспитания детей в рамках той или иной религиозной культуры. В нашем случае - в рамках православной культуры.

И для того, чтобы учитель через модуль основы православной культуры эффективно воспитывал школьников, он должен понимать, в чем нравственная и социальная суть православной культуры. Понимать же это можно только находясь в этой культуре.

russian_people-02

Несколько лет назад, выступая перед томскими учителями, протодиакон Андрей Кураев нарочито подчеркивал: чтобы преподавать православную культуру не обязательно быть воцерковленным христианином. Как показал опыт, он был не прав. Разве может житель села Петухово Томского района мыслить, действовать и жить как человек японской культуры? Откуда она в нем возьмется в Петухово? Как учитель может рассказывать о православной культуре, если он в ней органически не живет? Такой учитель будет преподавать не аутентичную православную культуру, а вымышленную им самим. Он будет преподавать свое личное понимание православной культуры.

Приведу один пример из методических разработок, принимавших участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" в Томске, т.е. они изначально представлялись как лучшие разработки.

"Скиния - первый христианский храм", "Особенность первых христианских храмов в том, что часть богослужения проходила в открытом дворе, там происходило жертвоприношение". Что в реальности? Скиния - это первый ветхозаветный храм, и в христианских храмах никогда не происходило жертвоприношение животных.

Неукорененность в православной культуре учителя порождает серьезные, во-первых, научно-культурологические ошибки преподавания, во-вторых, чуждые культурологические инвазии. Слышал в стенах ТОИПКРО, что рассказывая о православной культуре, учитель приводила… буддийские поговорки, детям показывали вместе с православными иконами сектантские картинки "гламурного христа". Но хуже всего - такие учителя не преподают истинную христианскую нравственность или не преподают ее во всей совокупности. Вот главная моя боль. Если бы знали и понимали уникальную и драгоценнейшую суть нашей нравственности – не было бы в Томске только 22 % выбравших ОПК.

И поскольку многие, кто преподают православную культуру в школе, в ней не находятся по-настоящему, о ее сути мне и хочется поговорить.

Неоднократно слышал, что у всех религий нравственность идентична. Это не так! Потому что у всех религий, включенных в ОРКиСЭ разные эсхатологические учения. Поясню – эсхатология - учение о конечных судьбах людей и этого материального мира. Каков итог посмертного бытия человека в случае его праведной жизни, к чему верующие разных религий стремятся? Именно это определяет и нравственное поведение людей.

Читать далее...
Tags: Православная культура в школе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment