?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сравнивая геном человека и шимпанзе, наука делает выводы об их эволюционном и историческом родстве. Религия утверждает: человек не был, но стал похож на обезьяну - после изгнания из Рая. О том, каким был человек в Раю и как изменилась биологическая природа изгнанного Адама, а также время-пространство вселенной - иерей Олег Мумриков, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС.

paradise


"Рай". Микалоюс Константинас Чюрленис, 1909 год

Необязательно бессмертный

Человек в Раю был нетленным, бессмертным, не нуждавшимся в чувственной пище, в огне не горевшим, в воде не тонувшим, да еще с неисчерпаемым потенциалом бессмертия и самосовершенствования при условии добровольного следования божественной воле, - так говорит святоотеческая традиция. Только непослушание Адама и Евы, несмотря на то, что Бог предупреждал их о возможной опасности, становится причиной появления тленности и смертности.

109-е Правило Карфагенского Собора выразило и догматически закрепило богооткровенную истину об изначальном бессмертии первозданного человека.

Интересно, что даже в античности были писатели, говорившие о совершенстве первых людей, например, Филон Александрийский (I в.) в своем экзегетическом трактате "О сотворении мира" (§§ 136-139): "Этот первый родившийся от земли человек <...> возник, думается мне, лучшим в обоих отношениях - тела, и души, и во многом отличался от своих потомков по части того и другого. Ведь он был воистину прекрасен и по-настоящему добродетелен. <...> Вместе же с симметрией Он [Создатель - свящ. О. М.] вложил [в человека] и совершенно устроенную плоть, <...> желая, чтобы в особенности первый человек выглядел наипрекраснейшим. Ясно же, что и в отношении души он был наилучшим. Ведь Бог для ее создания, как видно, не воспользовался никаким иным образцом из возникающих сущностей, но только <...> Своим собственным Логосом. Поэтому Он говорит, что человек возник как образ и подобие Логоса, который был дан ему посредством вдыхания через лицо".

Однако бессмертие человека в Раю не было необходимым, "обязательным". Что это значит?

Раннехристианский апологет святитель Феофил Антиохийский пишет: "Он [человек - свящ. О. М.] сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил <...> его способным и к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти". Аналогичные мысли мы встречаем у святителя Иоанна Златоустаго, блаженного Августина.

Преподобный Симеон Новый Богослов уточняет: "Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцем Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, и не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами".

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, состав тела первозданного человека был "легким и нетленным", и потому Адам "мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием". Здесь нет никаких противоречий с Быт. 2:16 - "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть", т.к. хотя Адам и Ева были сотворены совершенными духовно и телесно, это - лишь первые степени совершенства, открытые для дальнейшего обожения, духовного роста и как следствие - одухотворения, преображения даже той, нетленной первозданной телесной их природы.

Что такое - древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), - назван "сам Бог, Создатель всего...имея... жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти", подающий "неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни". Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, - подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной "брачной вечери Агнца" не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars