Заблуждение N 1. Крещенская вода очищает от греха
Самое дремучее и распространенное заблуждение. Заключается в отношении к святой воде как к некому универсальному лекарству, способному исцелить от всех болезней, как телесных, так и душевных.

Раздача Крещенской воды: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр.22:17). Фото: Дмитрий Беркут
Обычно даже нецерковные люди, выросшие вне православной традиции, где-то на уровне подсознания считают, что болезнь дается человеку по грехам. Однако предпринять какой-то серьезный, глубокий шаг, чтобы с этим справиться, они не могут. Ежедневному кропотливому труду над своей душой и жизни по заповедям они предпочитают простой выход - раз в год испить крещенской воды. При этом зачастую надеяться не столько на чудо, сколько на некий магический механизм. Как игрок в казино бросает монету и ждет, получится у него или не получится, выпадут три семерки или нет, так и в случае с крещенской водой человек на "всякий пожарный" прощупывает почву - а вдруг сработает?
- К сожалению, наш народ поражен духовной проказой - магическим отношением к жизни,- рассуждает отец Дорофей. - А магия - она невозможна без каких-то вещественных подтверждений: кумиров, идолов, разных фэншуйских штучек, которые сейчас очень популярны. И крещенская вода для людей нецерковных - это такой собирательный символ всего магического, таинственного, что есть в Церкви. При этом главный смысл церковной жизни - спасение души - они, как правило, упускают.
Заблуждение N 2. Вода в крещенской купели "сильнее" той, что дают в церкви
Особенно забавное заблуждение. Свойственно людям, "фанатеющим" здоровым образом жизни и моржеванием. Они полагают, что наиболее "гарантированное" очищение от греха можно получить, искупавшись в "иордани", или попросту проруби. Обычно она вырезается во льду в виде креста и освящается священником по специальному чину. Купание в такой купели считается даже более сильным средством, чем просто питие крещенской воды. Дескать, одно дело принять частицу святыни внутрь, и совсем другое погрузиться в нее целиком. Такое погружение не только "вымывает" из человека все накопившиеся за год грехи, но и дает ему некий антигреховный "иммунитет", своего рода духовную страховку от греха на весь последующий год. С этого момента что бы ни делал человек, как бы себя ни вел, грех к нему "не пристанет". И чем ледянее вода, тем "эффективнее" защита.
- Это народное представление о чистоте душевной через чистоту телесную, через некое воздействие на тело было присуще человеку во все времена,- объясняет суть духовного парадокса отец Дорофей. - Во все эпохи в разных странах от Византии до России и в западных христианских странах человек искал какого-то внешнего источника или предмета, который без особых усилий погружал бы его во внутреннюю, мистическую жизнь христианства.
Читать далее...