?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

25 сентября 2013 в помещении Молодежного центра Пятигорской и Черкесской епархии под председательством епископа Феофилакта состоялась очередная пастырская конференция. Темой обсуждения стал проект документа "О подготовке ко Святому Причащению", направленный в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Предлагаем вашему вниманию текст доклада на конференции протоиерея Павла Великанова - настоятеля Пятницкого Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцента Московской Православной Духовной Академии, кандидата богословия, главного редактора портала Богослов.ру, члена Межсоборного Присутствия.

Тема, о которой мы сегодня собирались поговорить, более чем не простая, я бы даже сказал - болезненная. Почему эта тема болезненная, можно судить уже по тому количеству комментариев, которые мы получили на нашем научно-богословском портале "Богослов.ру", лишь только опубликовав текст проекта Положения о подготовке к Святому Причащению.

velikanov-02

протоиерей Павел Великанов - настоятель Пятницкого Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент Московской Православной Духовной Академии, кандидат богословия, главный редактор портала Богослов.Ru, член Межсоборного Присутствия

Для сравнения приведу цифры. В течение трех лет обсуждения, казалось бы, одного из самых болезненных вопросов нашей современной церковной жизни - вопроса церковно-славянского языка и его места в жизни Церкви, как в богослужении, так и помимо его - за все три года обсуждения набралось "всего лишь" порядка трех с небольшим тысяч комментариев. Документ, который был опубликован неделю назад, собрал на сегодняшний день около шестисот комментариев. Как вы понимаете, интерес церковного сообщества к проблеме, которая затронута в этом документе, огромен.

Это последний проект документа о подготовке к святому причащению, процесс создания которого был непростым. Первоначально текст был подготовлен внутри профильной группы, но когда его предложили для дальнейшего обсуждения, стало понятно, что он не отвечает тем задачам, которые были поставлены. В итоге была создана расширенная группа, которая и подготовила тот текст, с которым вы имеете возможность познакомиться.

На мой взгляд, гораздо важнее не сам текст, который опубликован, а те вопросы, которые затрагиваются этим документом. Очевидно, что этот текст в первом чтении, в первом варианте, конечно же, принят не будет. Это хорошо, потому что гораздо важнее, чтобы обсуждение вопросов этого документа привело нас к каким-то очень конкретным выводам по отношению к центральному нерву жизни христианина - Божественной Евхаристии.

Почему в начале своего слова я сказал, что вопрос болезненный? Сейчас к нам поступают очень интересные комментарии, которые удивительным образом вписываются в очень четкую парадигму и представляют собой некоторые радикально настроенные православные информационные ресурсы. Смысл этой парадигмы очень простой: то, что предложено в виде документа, на самом деле преследует одну очень простую цель - разрушить Церковь как таковую. Внимание: посредством чего? - Побудив православных христиан часто причащаться! И это утверждается совершенно серьезно, что нет более грозного оружия против Церкви, как активное участие прихожан в Божественной Евхаристии, потому что тем самым Таинство профанируется, к Таинству относятся без должного благоговения, оно становится пустым, выхолощенным и, тем самым, разрушается Церковь.

Что же предлагается в качестве некой идеальной нормы, идеальной модели поведения? Нетрудно догадаться - это та самая модель, которая существовала в России до революции, когда благочестивым людям предписывалось причащаться в каждый пост по одной простой причине: причастие не было возможным без недельного говения со всей строгостью. Ну, а уж тем, кому хочется достичь каких-то особых высот духовной жизни, может быть, немножко чаще, но никоим образом не чаще, чем один раз в месяц.

Сегодня мы являемся отчасти продолжателями этой традиции, но вопрос, на самом деле, гораздо глубже. Если его сформулировать кратко, то он будет выглядеть примерно так. Божественное причащение для православного христианина является естественным и нормальным событием в его жизни? Или событием экстраординарным, ненормальным, которое требует особого периода "вхождения в причащение" и такого же особого периода "выхода из причащения" в нормальную, полноценную жизнь? Мы знаем, что сейчас появляются публикации некоторых духовников, священников, которые абсолютно уверены, что только таким образом мы можем сохранить должное благоговение перед Таинством Святого Причащения. То есть долго готовимся, точечно входим и быстренько оттуда уходим - в надежде на то, что что-то с нами происходит, что-то остается. Естественно, радикальным образом наша жизнь не меняется, потому что если она изменится, то мы будем иметь очень серьезные последствия. Мы постоянно должны будем находиться в состоянии поста, мы должны будем постоянно исповедоваться, так часто, как только мы хотим причащаться.

Естественно, вопрос частоты причащения здесь не является центральным, самым главным. Гораздо важнее здесь другое - понимание соотношения между Таинством Евхаристии, Таинством Божественного Причащения и Таинством исповеди, Таинством покаяния. По сложившейся у нас практике эти Таинства жестко связаны одно с другим. Если мы хотим приступить к причащению, то мы обязаны пойти на исповедь, над нами должна быть прочитана разрешительная молитва, и таким образом священник свидетельствует о чистоте совести дерзающего подходить к Чаше.

Из этого следует очень много интересных последствий. Первым является то, что священник выступает в качестве не вдохновителя к общению со Христом, а в качестве, извините меня, ограничителя или предохранителя от того, чтобы это общение не происходило там, где оно не должно происходить. Насколько это соответствует в целом православной традиции? Я думаю, ответ вы знаете сами. Такая практика в РПЦ является устойчивой традицией, но в то же время, если мы посмотрим на другие православные Церкви, то, конечно, мы там такого не увидим. Та традиция, которая у нас сложилась, она уникальна, она имеет право на существование, но она находится особняком в контексте общей православной традиции.

Читать далее...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
sergeylarin
Jan. 6th, 2014 04:01 pm (UTC)
обновленец он
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars