?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Стоишь за службой, а многое проходит незаметно. Как часы тикают и не замечаешь этого. А то вдруг иногда точно часы "забьют" - и очнешься. Вдруг иное слово или отдельная мысль останутся в сердце.

Вот ныне (22 декабря), слышу, прочитал чтец: "Ратника убити грядет Христос, "Царь мира" (первая песнь канона). Ратник, вооруженный противник - это диавол. И снова пошли мысли: как часто, настойчиво, с исключительною силою, с особым вниманием Церковь говорит о диаволе. И очевидно становится, что главное, основное зло она видит даже не во грехах, а в том, кто за ними стоит дальше: в искусителе, враге Божьем, а из-за этого - и во враге человеческом.

christmas-07

Рождество Христово

Вот и снова слышу: "Обуревает зима сопротивных помышлений смиренное сердце мое лукавых духов наветами: Боголюбивая Владычице! Укроти сию ходатайством Твоим" (Богородичен, шестая песнь первого канона).

И вообще - постоянно! Что же это значит? Очевидно, несомненно: здесь главный враг! И в таком случае открывается и главная цель пришествия Господа: освободить мир от державы диавольской.

Не научить лишь вере, не показать пример святости только, и даже (примите во внимание) не простить лишь нам грехи, - а вырвать самый корень зла: уничтожить силу диавола, разрушить его царство. Вот смысл всего искупительного дела Христова. И начинается это с Воплощения. Все прочее - последует ему.

Как это далеко от обычных воззрений интеллигентных людей на религию, в особенности на христианство! А некоторые (увы, даже почитающие себя христианами) совсем не веруют в бытие злых духов. Другие же, если и веруют, то не думают об этом, как о предмете будто бы маловажном и побочном в христианском воззрении и жизни. Даже и мы, по - настоящему верующие, и то не придаем надлежаще-страшного значения этому вопросу. Не правда ли?

Между тем, жития святых переполнены борьбою диавола с ними. И Церковь, зная эту истину точно, и, зная, что здесь - главный враг, постоянно напоминает об этом.

Иоанн Богослов прямо говорит: Для сего-тo и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3: 8), врага Божия. А если он главный враг, то кто может избавить от его силы, кроме Сильнейшего Бога?

Потому апостол Иоанн и говорит христианам: Дети! Вы от Бога, и победили лжепророков, ибо Тот, кто в вас, больше него, кто в мире (1 Ин. 4:4), сильнее диавола. Потому подвижники и призывают постоянно имя Иисуса Христа как Спасителя и Победителя "горькаго царства", потому и крестное знамение совершают на себе, потому и вообще молятся: одни - беспомощны!

Теперь мне стало понятно и имя, пророчески данное пророком Исаией родившемуся у него сыну: "скоро плени, нагло (стремительно) расхити". И дальше приводятся слова славного рождественского гимна, коим "открываются" песнопения на всенощной под Рождество:

"С нами Бог!" (по - еврейски "Еммануил"). Очевидно, то страшное имя, данное Исаией, носится ко Христу. Что же оно означает? О каком "плене" и "разграблении", и о какой добыче пророчествуется?

Несомненно - о разрушении державы диавола Еммануилом, об отобрании плененных им душ, о возвращении награбленной им добычи- мира. И Сам Господь говорит о Себе, как о пришедшем "связать сильнаго "войти в дом его" и "расхитить его вещи" (Мф. 12: 29). Апостол Павел также объясняет, что Господь нисходил в првисподния места земли и пленил плен - ясно, диавола, пленившего прежде человечество (Еф. 4: 8-9). !4 дал дары человекам (там же, из псалма 67: 19). Плененная добыча потом раздается Вождем Своим воинам: то есть Господь, победив диавола, отдал его самого во власть людям. Так иногда и дети господствуют и даже глумятся над пленниками, уже беспомощными.

Однако этот "пленник" опасен и доселе, если "дети" (люди) понадеются лишь на свою силу, а не на стоящих за ними старших (святых) и самого Царя (Господа). И об этом знают жития святых. И лучше всех знает Церковь.

Вот какого врага пришел победить Еммануил - "С нами Бог!" Наше дело - продолжить борьбу с разбитым уже неприятелем - но силою Его же, Еммануила.

Легче исповедоваться

Ныне у меня исповедовался один из братии. И я почувствовал в душе, что ныне, в большой праздник Господь особенно охотно и милосердно прощает грехи. Как бы сказать: легче, чем в другие дни. А потому и исповедоваться легче. Не требуется такого сокрушения, как в обычные дни, а больше - веры в милосердие Божие. И основания к сему (помимо живого ощущения) таковы. Праздники - дни особенно важные в деле спасения; спасение же заключается в конце концов в помиловании, в прощении грехов по благодати; но в дни двунадесятых праздников даруется особенная милость; "не по заслугам", - говорит святой Иоанн Лествичник. Больше всего это чувствуется на Пасху, в меньшей - во все праздники.

Лучший страж

Стою на правиле, вспоминаю переживаемые восторги. Но сердце не позволяет более напрягать себя: сил нет. И не должно! Все же нужно помнить о своей духовной бедноте. И это покаянно-мирное сокрушение- лучший страж души, предохраняющий ее и от лукавого, и от возможных неправильных уклонов. Да! Восторги - это уже небесные гости. А наше земное дело "в поте лица" зарабатывать хотя бы "хлеб насущный". А приглашенными быть к Царской трапезе - не от нас зависит. Да! Покаяние (тихое) - лучший "дар" наш. Спокойнее с ним становится. Много спокойнее. И безопаснее!

Это точно известно мне не только по опыту, но и из Святых Отцов.


Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars