?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Главная ущербность нынешнего курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ) даже не в том, что 40 часов на 11 лет обучения в принципе не могут оказать никакого влияния на духовно-нравственное состояние детей.

Учебник Основы православной культуры

Учебник "Основы православной культуры"

Ущербность нынешнего курса ОРКиСЭ даже в том, что он органически не включен в СИСТЕМУ школьной воспитательной работы, которой, кстати, практически нет.

Ущербность нынешнего курса ОРКиСЭ даже не в том, что его преподают чаще всего невоцерковленные учителя, от чего детям сообщается неаутентичная православная культура и нравственность, которую преподает человек, неживущий во Христе, неживущий по "Нагорной проповеди".

Детская молитва

Главная ущербность, главнейшая ущербность ОРКиСЭ в том, что "детей молиться и участвовать в обрядах, учить не будем".

Хорошо помню первые годы начала эксперимента. Как потупив глаза и заикаясь учителя и священники, почти сразу оговаривались: "Не бойтесь (именно так и говорили де-факто православным родителям – "не бойтесь"): учить детей молиться не будем… выполнять религиозные обряды… принуждать не будем... носить платочки… ходить в храм… не будем, не будем, не будем…"

Хорошо помню первые годы начала эксперимента. Как потупив глаза и заикаясь учителя и священники, почти сразу оговаривались "Не бойтесь (именно так и говорили де-факто православным родителям – "не бойтесь"): учить детей молиться не будем… выполнять религиозные обряды… принуждать не будем... носить платочки… ходить в храм… не будем, не будем, не будем…"

Типичный образец такого отношения (мышления) присутствует, например, тут: "Новый школьный предмет: религиозная пропаганда или воспитание нравственности?" - Анастасия Кошечко.

Не могу не заметить - призыв к нравственному поведению в рамках той или иной религии, разве это не есть "религиозная пропаганда"?

Собственно такая позиция принята педагогами и чиновниками, и является сейчас единственной – "учить детей обрядам молиться не будем… призывать (обязывать) что-то ДЕЛАТЬ не будем". Священный тотем "светская школа" нарушать не будем.

Но именно это и есть главная ущербность нынешнего курса "Основы религиозных культур и светской этики", делающая его бесполезным для духовно-нравственного воспитания. Абсолютно бесполезным.

Детская исповедь

Детская исповедь

Разве в педагогике не аксиома: теория без практики – потерянное время?!

Разве в педагогике не аксиома: теория без практики – потерянное время?!

Если мы призываем юношей стать воинами и патриотами, разве не обязаны мы их призвать, понудить (не заставить, а именно понудить особыми мерами, стимулами и т.п.) заниматься спортом, единоборствами и военно-прикладными предметами? И, конечно, организовать возможность занятия этим. И результаты оценить (обязательно оценить) через сдачу норм ГТО (кто не знает из молодых ГТО – это "Готов к труду и обороне").

Разве можно стать хозяйкой только теоретическим изучением кулинарии, кройки и шиться, изучением на картинках пылесоса? Девушек нужно призвать и понуждать (именно понуждать) готовить, шить, убирать дом, ухаживать и играть и ухаживать за малыми детьми и т.п. Без этого они не станут добрыми матерями и хозяйками.

Недостаточно говорить: помогайте старшим и немощным. Дети должны практически помогать (вспомним, тимуровское движение), и они должны быть понуждаемы к этому.

Понуждение (конечно, правильное, адекватное понуждение) – неотъемлемая часть воспитания. В упомянутой выше статье доцент Анастасия Кошечко пишет: "Педагог не имеет права призывать ребенка к тому, что он должен поступать так-то и так-то". Но это современная и дефектная западная модель воспитания, такого не было ни в советской педагогике, ни в русской дореволюционной педагогике. Воспитание, как и учеба, любой труд без системы понуждения (мотивации, стимуляции и т.п.) обучающегося не может эффективно реализовываться.

Поэтому отсутствие в ОРКиСЭ системы императивного призыва и понуждения на доброделание – это плохо. Очень плохо.

"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…" (Мф. 28.19-20). Не трудно догадаться, что было бы, если бы апостолы последовали совету: "Педагог не имеет права призывать ребенка к тому, что он должен поступать так-то и так-то".

При наличии выбора и отсутствия "педагогического давления" часто дети выбирают гранату-лимонку, а не лимон. И именно взрослеющие и играющие во взрослость подростки, крайне нуждаются в разумном взрослом управлении и помощи, без руководства и аргументированного императива к правильному действию у детей развиваются неврозы и девиантное поведение. Неавторитетный, или, можно сказать, неимеющий адекватную авторитарность родитель и педагог становятся презираемыми у подростков. Парадоксально, но дети начинают ненавидеть родителей, которые "не давят", "не заставляют", предоставляют детям право выбора, ни к чему не призывают. Такие родители (и педагоги) воспринимаются как "слабаки".

Практическая духовно-нравственная жизнь христианина как раз и складывается из того, чему "учить" и "принуждать" учителя основ православной культуры не собираются - это ежедневные молитвы, утром, вечером, пред едой, простеньких молитв вроде "Господи, благослови!", ношение нательного креста, чтение Евангелия, наложение на себя крестного знамения, благочестие в одежде, участие в Богослужениях и Таинствах, жертва рубля в церковную кружку и больному ребенку т.д.

Вот, эти мелочи и не мелочи делают человека христианином, а не "бог в душе". Без выше перечисленного стать нравственным христианином не возможно.

Уже писал, что христианская нравственность – "Нагорная проповедь" она не только не понятна людям этого мира, она не выполнима просто людскими усилиями. Для жизни во Христе нужна благодать Божия, а она подается только через Таинства.

На каком уроке по основам православной культуры учителя говорят детям, что без Таинств они не смогут стать настоящими нравственными христианами?

Где и кто говорит, что знания не спасают человека?

Читать далее...

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sgt_log
Dec. 9th, 2013 09:45 am (UTC)
Обязанность школы не состоит в воспитании, а в обучении. Дать узнать как правильно и проверить знание не означает принятия и согласия с этим. Не под силу школьному учителю воспитать чужого ребенка, да еще и не одного. Я знаю многих крестных, но ни один из них не занимается положенным ему воспитанием крестника. А вы хотите нескольких детей и чужого человека. Это обязанность родителей.
k_istine_icxc
Dec. 9th, 2013 10:08 am (UTC)
Вы безнадежно отстали от жизни. Теперь духовно-нравственное воспитание вменяется в обязанность школы ФГОСом. И это хорошо! И ОРКиСЭ - часть такого воспитания. Если воспитание не получается, значит ли, что его нужно отменять? Нужно его совершенствовать!
sgt_log
Dec. 9th, 2013 10:24 am (UTC)
Прискорбно, что есть это вменение. Это явно нарушает Конституцию в которой идеология отменена (пока видимо, судя по поползновениям). Особенно воспитание духовности. Мне бы не хотелось, чтоб кто-то кроме меня или людей которым я доверяю воспитывал моего ребенка. А то могут и вот так начать воспитывать. Кто вам сказал, что будут воспитывать в православном ключе?
k_istine_icxc
Dec. 9th, 2013 10:39 am (UTC)
А мы, православные родители, Церковь на что? Или мы не граждане своей России? И с чего Вы это так стали заботиться об оккупационной Конституции?
sgt_log
Dec. 9th, 2013 10:46 am (UTC)
Вот именно, что мы православные родители и мы ОБЯЗАНЫ воспитывать своих детей, а не тетя от государства, которое как показывает история может обернуться против нас. А Конституция для всех, а не только для нас. Тем более какое нам до нее дело? Христиане обязаны одинаково жить и при Алексее Михайловиче Романове и императоре Диоклетиане.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars