?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года неоднократно подчеркивал необходимость опоры на нравственность. Он также предложил вернуть в школу воспитательную компоненту. Задача - сформировать "нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России". Воспринимается это, конечно же, положительно.

Однако Президент отметил следующее: "мы должны действовать не путем запретов и ограничений". Это означает, что государственная поддержка того, что предлагается считать правильным, будет происходить на фоне свободы рынка, реализующей "культурные ценности" совершенно различного качества.

Представляем ли мы, каков масштаб этой задачи? Думается, что не вполне. Деформации, возникающие в условиях отсутствия жесткой привязки к традиционным ценностям, сегодня распространились по всему полю культуры, и проникли в нее уже достаточно глубоко. Воздействие на общество в каких-то отдельных точках ситуацию в целом выправить не может.

Наглядный пример этому легко получить, посетив магазины детских товаров, подбирая подарок ребенку на Рождество (или на Новый год - для тех, кто сохраняет верность этому празднику). Основные наблюдения, полученные в таком походе, следующие.

toy-01

1. Практически отсутствуют игрушки отечественного производства. Когда (редкий случай!) обнаруживается игрушка российского производителя, опять-таки, часто оказывается, что комплектующие для нее сделаны в Китае. Впрочем, в том, о чем мы говорим, главное - не экономическая составляющая. Игрушки, сделанные за рубежом, принадлежат к другой культуре и являются агентами этой культуры в нашей культурной среде.

2. Основная масса игрушек представляет собою серии. Эти игрушки существуют не сами по себе, а в соседстве с другими игрушками из данной серии. Ребенку предлагается подкупать одну игрушку к другой. С точки зрения бизнеса формирование подобной установки естественно, поскольку она стимулирует продажи и увеличивает прибыль. С точки зрения культуры мы имеем здесь программирование детской игры: ребенку подсказывают, как именно он должен использовать игрушки, во что играть, на каких ситуациях акцентировать свое внимание.

3. Значительное количество игрушек имеет агрессивное оформление. И доля таких игрушек растет. Милы и приятны лишь игрушки для самых маленьких (до 3-х лет). Их покупают родители без участия детей. Но с возраста, в котором можно представить ребенка, пришедшего вместе с родителями в магазин, начинается борьба за детское внимание. Игрушки становятся ярких, кричащих тонов. Если сами игрушки не таковы, то такова их упаковка. Ее задача - подчеркнуть, что "круто" иметь такую игрушку.

Читать далее...

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars