?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О смешении женских и мужских ролей и качеств

Современная женщина... Счастливая женщина? Правильная женщина?Несколько лет назад в нашей куклотерапевтической группе занималась девятилетняя Вика - миловидная, но довольно возбудимая девочка, мать которой жаловалась на ее грубость и агрессивность. В процессе занятий быстро выяснилось, что Вика подражает героиням западных фильмов и мультиков, которые именно так "решали вопросы" и были близки ей по темпераменту и складу характера. Убедить маму в том, что дочери не полезно смотреть подобную кинопродукцию, оказалось несложно. Сейчас уже многие родители если не твердо знают, то хотя бы смутно догадываются о ее вреде, видя, что творится с детьми. Сложность была в другом. Вику надо было переориентировать на более мягкие, женственные формы поведения. А для этого стараться развивать в ней традиционные женские качества. Но внезапно выяснилось, что мама сама затрудняется в определении этих качеств! В чем она честно призналась, попросив о помощи. Мама при этом была вполне женственной и, что нас поразило больше всего, имела психологическое образование. Тогда это показалось курьезом, но прошло совсем немного времени, и стало понятно, что дело не в личностных особенностях конкретной женщины, а в тенденции.

woman-01

Смешение женских и мужских ролей закономерно приводит к тому, что у людей исчезают представления о качествах, сцепленных с полом. А демонстративное попрание целомудрия и пропаганда распущенности еще больше смещают систему координат. То, что получается в результате такого наложения матриц, ярче всего, пожалуй, выразилось в двух образах: покрытой татуировками украинской хулиганки из группы "Фемен", спиливающей бензопилой христианский крест, и ее российской единомышленницы, которая на девятом месяце беременности добровольно приняла участие в групповой сексуальной оргии, состоявшейся в Биологическом музее г. Москвы под прицелом видео - и фотокамер, а затем, уже будучи матерью двухлетнего ребенка, участвовала в групповом хулиганстве - кощунственных плясках в храме Христа Спасителя. Причем акция тоже выглядела символично: плясуньи размахивали кулаками, нанося удары воображаемому противнику, высоко задирали ноги, "сверкая", как положено в канкане, определенными частями тела, а также пародировали крестное знамение и поклоны, выкрикивали ругательства в адрес Господа и Его Пречистой Матери.

Если подытожить, то оба вышеописанных женских образа содержат явные признаки: 1) неженской агрессии, 2) демонстративной, разнузданной похоти и 3) воинственного богоборчества.

Это уже не советская женщина-труженица, уравненная в правах с мужчинами ("А сегодня наша мама собирается в поход, потому что наша мама называется пилот"). И даже не западная феминистка 1960-х годов типа Симоны де Бовуар, жаждавшая социальной справедливости и "свободной любви". Романтика отброшена как ненужная, старомодная, обветшавшая оболочка. Перед нами прообраз страшной Вавилонской блудницы, которая яростным вином блудодеяния, по пророчеству Апокалипсиса, напоит все народы. Вот они, правильные слова: блуд и ярость! И лютая, демоническая ненависть к Богу.

Пока это только прообраз, но уже пробегает по коже холодок. И уже на лекциях, посвященных воспитанию детей и подготовке их к семейной жизни, многие старательно конспектируют то, что еще недавно было само собой разумеющимся, не требовавшим специального перечисления, - определения мужских и женских качеств, а также набор характеристик, которыми, независимо от своего характера, должны обладать отец и мать, если они хотят достойно справиться со своей родительской ролью.

В Королевстве кривых зеркал

Современная женщина... Счастливая женщина? Правильная женщина?В начале 2000-х группа социологов под руководством Н.Е. Марковой провела контент-анализ подростково-молодежных журналов, доступных на тот момент в Москве. А было их, как и сейчас, немало. Изучив содержание множества с виду различных изданий, ученые пришли к пугающему выводу: если молодые люди будут следовать советам, которые дают им в этих журналах специалисты для успешного общения с противоположным полом, их гарантированно ждет фиаско, ибо те модели поведения, которые предлагаются современным подросткам, в корне противоречат традиционным, проверенным вековым опытом и вызывают у представителей противоположного пола глубинное отторжение, неосознанный, быть может не сразу проявляющийся, но стойкий протест. Сделали они вывод и о том, что такая дезориентация молодых людей является составной частью стратегии демографического сдерживания. Попросту говоря, разрушения семьи с целью сокращения рождаемости. Спустя десять с лишним лет, судя по динамике разводов, можно сказать, что антисемейная стратегия действует эффективно.

woman-02

Психолог И.В. Грошев, изучавший вопрос формирования полоролевого поведения через рекламу, пришел к сходным выводам, отметив, что образ мужчины и женщины подается в непривычном для отечественного зрителя ракурсе. Через рекламу теперь транслируется образ женщины более независимой, активной, уходящей от привычной роли жены и матери, демонстрирующей на невербальном уровне высокомерную манеру поведения. При этом в подтексте, отмечает исследователь, можно ощутить неприязнь, которую она испытывает по отношению к мужчине. Мужчина же изображается инфантильным, беспечным, безответственным, не стремящимся опекать других.

"Таким образом, - подытоживает И.В. Грошев, - через рекламу предлагается не только товар, но и определенная система ценностей, образ жизни, не вписывающийся в традиционные полоролевые модели поведения и подспудно разрушающий их, а вместе с ними и всю систему взаимоотношений человека, включая семейные" (См.: Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49).

А авторы учебного пособия "Культура семьи" Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева и Т.А. Алтушкина даже составили ряд таблиц, наглядно демонстрируя, что собой представляют свойства женственности и мужественности и каким искажениям они подвергаются в современном "цивилизованном" мире. То, что традиционно понималось под мужскими качествами: благородство, принципиальность, смелость, решительность, самостоятельность, ответственность, выдержка и т.п., - в списке искаженных качеств отсутствует напрочь. Такие мужчины не нужны творцам "прекрасного нового мира", которые пытаются подорвать устои суверенных государств, самобытных обществ и культур, создав взамен атомизированных "новых кочевников" (термин Ж. Аттали), среду, где нет не только любви, но даже элементарных привязанностей, где каждый сам за себя и сильный пожирает слабого.

Для построения такого общества нужно сломить мужской дух, старательно культивируя в мальчиках истеричность и позерство, слабоволие и беспринципность, трусость и лень. Ну, а чтобы все-таки создать иллюзию мужественности и хоть чем-то потешить мужскую натуру, которую, несмотря на все ухищрения перековщиков "человеческого материала", не так-то легко изменить, глобалистские масс-медиа поощряют грубость и хамство, пошлость и разнузданность, эксплуатируют мужскую азартность, но направляют ее исключительно в игровое, развлекательное русло, а не на достижение высоких целей, достойных настоящих мужчин.

С теми же намерениями трансформируется и женский образ. Идеологи глобализма не скрывают, что в "прекрасном новом мире" деторождение должно быть строго ограничено, а в идеале, если позволит наука, и вовсе сведено к нулю. С традиционной семьей тоже надо покончить, поскольку именно она придает обществу устойчивость, скрепляя его членов незримыми, но очень прочными узами и передавая детям опыт предыдущих поколений, в то время как в обществе "новых кочевников" все это должно быть отвергнуто и поругано. Соответственно, в женщинах надо максимально пригасить материнский инстинкт и, наоборот, распалить сексуальность. Под тяжестью этих двух ударов традиционный брак, естественно, зашатается и затрещит по швам. Ну, а чтобы добить его окончательно, нужно лишить женский образ остатков привлекательности, придав ему черты, которые в мужском восприятии сцеплены с самыми отталкивающими женскими свойствами. Но хитрые манипуляторы, играя на женском самолюбии, уверяют представительниц слабого пола, что черты эти, наоборот, способствуют возвышению женщин, делают их более привлекательными, сильными и независимыми. На первое место среди этих псевдопривлекательных черт я бы, вслед за Н.Г. Храмовой с соавторами, поставила агрессивность. Затем - в любой последовательности - грубость и раздражительность, вечное недовольство, хитрость, коварство, лень, мотовство. Женские журналы напичканы советами, как обольстить мужчину и заставить его плясать под свою дудку, как "раскрутить" мужа или любовника на дорогие покупки. Нет, наверное, москвича, который не видел бы в метро откровенно проституцкую рекламу бриллиантов. "Любишь? Докажи!" - обращается красотка со щита к проезжающим по эскалатору мужчинам. И показывает на ладони то ли кольцо, то ли кулон, усыпанный бриллиантами. Особую пикантность сцене придает то обстоятельство, что у мужчин, ездящих в метро, как правило, нет денег на такие дорогие покупки. Но реклама, судя по всему, рассчитана не на них, а на молоденьких (и тоже небогатых, поскольку богатые ездят на авто) девушек, которых она, с одной стороны, настраивает на "правильный образ мыслей", а с другой стороны, подспудно приучает презирать парней своего круга и стремиться найти толстосума, который сумеет вышеозначенным образом доказать свою любовь. Надо ли говорить, что поиски эти в большинстве случаев не увенчиваются успехом и приносят разочарование и еще большее недовольство жизнью? А если и увенчиваются, то жизнь эта обычно оказывается, мягко говоря, не совсем такой, о какой мечтала искательница бриллиантов (хотя бриллианты на ее руках, возможно, и будут красоваться).

Читать далее...

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars