?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Что есть боевые искусства в своем исходном значении? Комплекс методов для ведения войны - от строевой подготовки до фортификации, от рукопашного боя без оружия, до применения оружия массового поражения. Применительно к рассматриваемой теме нас интересует такая часть, как рукопашный бой, а еще точнее - то, во что он трансформировался на гражданской почве - различные виды так называемых единоборств.

bes-kontakt

Мастер "бесконтактного боя" их всех завалил мистической силой? Или его ученики завалились от самовнушения?

В своем исходном значении рукопашный бой (ближний бой без применения огнестрельного оружия) нужен, и практикуется теми, в чью работу входит силовое противодействие - это армия и полиция с одной стороны, и противостоящие им (террористы и преступники) - с другой. Набор ситуаций, в которых он используется в нынешнее время - гораздо уже, чем в средние века, или даже во Вторую мировую войну. При наличии приспособлений для ведения бесшумной и беспламенной стрельбы он практически не используется для снятия часовых, а практическая область его применения сужается до ведения боя в пожаро-взрывоопасных помещениях, для задержания преступника/секретоносителя, и ситуации "разборок" в криминальном мире при невозможности/нежелании использования оружия.


Мы же поговорим о том, как обычному мирному человеку, желающему заниматься единоборствами по каким-либо причинам, в поисках секции не попасть в секту. А цветут они в этой области пышным цветом, в отличие от конкретно силовых организаций, о которых было сказано ранее, ведь для силовиков важен практический результат, а не процесс мороченья головы тренирующимся за их же деньги.

По этой же причине из исследования мы исключим и большую часть спортивных единоборств, по которым проводятся соревнования - там так же нужен конкретный результат - успешное выступление, а промывание мозгов и игры в бесконтактные воздействия и медитации этому никак не способствуют. Я думаю, что все слышали об этих феноменах как в восточных, так и в отечественных системах, но никто и никогда не видел бесконтактного бокса, или, к примеру, бесконтактной греко-римской борьбы.

Итак, предметом рассмотрения будут секции для гражданского населения, в которых не проводятся контактные соревнования, или, хотя бы, дружеские встречи с представителями других школ. Ведь в этом случае у занимающихся нет объективных критериев оценки полученных навыков, и это предоставляет широкое поле для обмана различным шарлатанам и представителям, так сказать, нетрадиционных религиозных организаций, в просторечии - сект.

Если говорить о традиционных, исторически существовавших школах боевых искусств, то следует отметить кардинальную разницу подходов на Востоке и на Западе. Для восточных школ характерна всеохватность жизни практикующего - школы часто являлись или сугубо семейными, или же имитировали родственные связи - ученик называл учителя отцом, других учеников - братьями, и отношения строились соответственно. Часто студент такой школы осваивал не только искусство боя, но и основы медицины, принимал мировоззренческую модель школы, и сам, становясь впоследствии учителем, старался передать полученное именно в том виде, в котором получил. Именно по этой причине в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее до сих пор сохранились средневековые школы именно в том виде, в котором они возникали - от ритуалов до формы одежды, от доспехов до оружия. Корни этого явления уходят в конфуцианство.

Для запада в обучении силовому противодействию всегда был характерен утилитарный подход - ценность имело не носительство многовековых традиций, а практические навыки противостояния противнику, вооруженному по последнему слову техники на момент обучения. По этой причине работа со средневековым оружием и в доспехах на Западе не сохранилась как традиция и является сейчас результатом работы реконструкторов. Так же отличались отношения учитель-ученик - учителя фехтования преподавали за деньги, как правило - дворянству, и ни о каких отношениях "сын-отец" речи не шло, как и о сохранении в неизменном виде использования оружия, вышедшего из употребления.

Говоря о школах искусств вообще, и о школах боевых искусств в частности, следует отметить, из чего состоит школа:

- теория;
- практика (техника и тактические схемы ее применения);
- методика и дидактика (обучение технике и обучение инструкторов);
- традиция (линия передачи, соответствующая предыдущим пунктам).

Последовательность исторического возникновения признаков именно такова, и для возникновения школы все признаки обязательны, будь то школа боевого искусства, школа живописи или архитектурная школа. Условие, необходимое для сохранения школы - традиция, передача. В силу рассмотренной выше разницы в подходах, мы видим сохранение передачи традиционных школ на Востоке и отсутствие традиционных, передаваемых от поколения к поколению школ в Европе. Так как практическая необходимость в навыках рукопашного боя в современных условиях ничтожна, традиционные восточные школы имеют тенденцию к трансформации в спорт, гимнастику или фольклор, когда, к примеру, взрослые сибиряки, собираясь два-три раза в неделю, надевают средневековую японскую одежду и играют в японских самураев. Европейские же виды, выдаваемые за традиционные, на самом деле являются в лучшем случае реконструкциями, а по большей части - откровенным новоделом, не имеющим исторических корней, возникшим и расцветшим в постперестроечные времена.

Все разнообразные "казачьи" стили, древнеславянские / древнеарийские, и прочие "родовые" школы есть подражание феномену восточных школ, и не являются традиционными, так как исторически они не существовали в силу культурных различий, и, в особенности - учитывая, что при советской власти просто отсутствовала культурная среда для их сохранения (то же касается неоязыческих "религий", созданных после развала СССР).

Религия, философия, секты и боевые искусства

Перейдем непосредственно к основной теме - сектантство и боевые искусства, религия и боевые искусства. Возможно ли некое "религиозно-зависимое боевое искусство" в принципе? То есть некоторый набор физической техники и тактических способов ее применения, который можно освоить, будучи только представителем определенной религиозной группы? Нет, абсолютно невозможно, говорит нам православная антропология, в которой раскрывается учение о сущности и личности человека. Если коротко, сущность - это ЧТО есть человек, как он устроен, что объединяет всех людей независимо от мировоззрения. Личность же - КТО есть человек, с его мировоззрением, системой убеждений, веры и ценностей. Рукопашный бой, как таковой, лежит в области взаимодействия сущностей, и для техники и тактики нет никакой разницы в мировоззрении человека, который дерется. Рукопашный бой здесь - просто набор инструментальных навыков тела для решения конкретных задач (ведения рукопашного боя), а тела наши устроены анатомически и механически одинаково. Разница есть для личности, которая определяет, когда и по каким причинам следует эти навыки применять, а когда воздерживаться от их применения, как относиться к противнику.

Читать далее...


Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars