?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Почему Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?

Доклад на Конференции "Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС (Томск, 18 апреля 2013 года)


Для чего вводился курс "Основы религиозных культур"? Для религиозной историко-культурологической грамотности? Прежде всего, для нравственного воспитания детей в рамках той или иной религиозной культуры. В нашем случае - в рамках православной культуры.

И для того, чтобы учитель через модуль основы православной культуры эффективно воспитывал школьников, он должен понимать, в чем нравственная и социальная суть православной культуры. Понимать же это можно только находясь в этой культуре.



Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС – видеоматериалы секции


Несколько лет назад, выступая перед томскими учителями, протодиакон Андрей Кураев нарочито подчеркивал: чтобы преподавать православную культуру не обязательно быть воцерковленным христианином. Как показал опыт, он был не прав. Разве может житель села Петухово Томского района мыслить, действовать и жить как человек японской культуры? Откуда она в нем возьмется в Петухово? Как учитель может рассказывать о православной культуре, если он в ней органически не живет? Такой учитель будет преподавать не аутентичную православную культуру, а вымышленную им самим. Он будет преподавать свое личное понимание православной культуры.

Приведу один пример из методических разработок, принимавших участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" в Томске, т.е. они изначально представлялись как лучшие разработки.

"Скиния - первый христианский храм", "Особенность первых христианских храмов в том, что часть богослужения проходила в открытом дворе, там происходило жертвоприношение". Что в реальности? Скиния - это первый ветхозаветный храм, и в христианских храмах никогда не происходило жертвоприношение животных.

russian_people-03

Д.С. Лихачев. Русская культура


Неукорененность в православной культуре учителя порождает серьезные, во-первых, научно-культурологические ошибки преподавания, во-вторых, чуждые культурологические инвазии. Слышал в стенах ТОИПКРО, что рассказывая о православной культуре, учитель приводила… буддийские поговорки, детям показывали вместе с православными иконами сектантские картинки "гламурного христа". Но хуже всего - такие учителя не преподают истинную христианскую нравственность или не преподают ее во всей совокупности. Вот главная моя боль. Если бы знали и понимали уникальную и драгоценнейшую суть нашей нравственности – не было бы в Томске только 22 % выбравших ОПК.

И поскольку многие, кто преподают православную культуру в школе, в ней не находятся по-настоящему, о ее сути мне и хочется поговорить.

Неоднократно слышал, что у всех религий нравственность идентична. Это не так! Потому что у всех религий, включенных в ОРКиСЭ разные эсхатологические учения. Поясню – эсхатология - учение о конечных судьбах людей и этого материального мира. Каков итог посмертного бытия человека в случае его праведной жизни, к чему верующие разных религий стремятся? Именно это определяет и нравственное поведение людей.

У христиан истинный и полный человек - это человек с душою и телом, это человек с уникальной личностью, связанной с неуничтожимой и неразрушаемой нематериальной душой. При этом личность человека раз и вечно определяется строением его тела – полом. Мужчина навсегда останется мужчиной, женщина – женщиной. Получить посмертное воздание - награду за праведность или возмездие за грех может только истинный человек с душою и телом, потому одним из главных догматов Православия является учение о воскрешении мертвых. Православие отрицает, скажу более – оно вообще не совместимо с учением о реинкарнации: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27) – писал апостол Павел.

pascha-01

Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, XIV век. Константинополь

В Царствие Небесном произойдет таинственное (необъяснимое словами) обОживание человека - соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.

ОбОжение человека становиться возможным благодаря Боговоплощению. Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком. Конечно, человек никогда не станет равным Богу, но мы будет к этому вечно устремиться. ОбОжение недостижимо человеческими усилиями. Оно совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в Таинствах и Своих дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами. Именно от соединения с Богом, сопричастности Богу, от прямого Богообщения христианин будет получать радость и блаженство. Царствие Божие будет находиться вне этого падшего мира, который будет уничтожен и преображен.

В иудейской эсхатологии праведник будет воскрешен, станет вечно живущим в праведности человеком в этом мире, где будет царство Бога, и Царство Израиля, не будет греха, болезни, иных религий, кроме иудаизма, где будут идеальные условия существования. Но человек останется человеком, никак не связанным с Богом. Радость и блаженство праведника будет от безболезненной жизни в комфортных условиях на улучшенной планете Земля.


Мусульманин после воскрешения превращается в сверхчеловека, чье воздаяние за праведность будет выражаться в бессмертии, отсутствии болезней и получении сверхудольствия через сверхпотребление райской пищи и пития, и через нескончаемый, да… сверхсекс с гуриями и женами. Праведник, как и в иудаизме, останется отчужденным от Бога, мусульманин никогда не увидит в раю Бога, и Бог никогда с ним не соединится. Т.е. мусульманин будет счастлив не от Богообщения, а от плотских сверхудовольствий. Более подобно от этом - Образ Рая в христианстве и исламе - Юрий Максимов.

В буддизме вообще нет веры в Бога как Личности, и в Бога как творца мира. Буддисты отрицают существование у человека души, как вечной, целокупной, неделимой субстанции и носительницы личности. Конечная цель буддиста – прекращение страдания, которое имеет место в материальном мире - страдают все и люди, и полубоги, и боги, кстати, боги тоже умирают. Прекращение страдания наступает после достижения своими усилиями (!) с помощью неких практик и образа жизни неописуемого состоянии нирваны, при этом у буддиста навечно разрушается тело и личность. Т.е. человек становится никем. Но что еще более печально для нашей оккультной интеллигенции, тяготеющей к буддизму, и при этом его совершенно незнающей – достичь состояния нирваны возможно только будучи буддийским монахом… миряне не достигают нирваны и не спасаются от страданий. Буддизм - это монашеская религия. Более подобно об этом - Главнейшее отличие буддизма от Православия - Юрий Максимов.

Читать далее...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
leveryi
May. 15th, 2013 03:01 am (UTC)
Боюсь,что п.Андрей всё- таки прав.При всёй логичности и правильности ваших рассуждений вы не решаете практического вопроса-как обеспечить большую массу учеников воцерковлёнными учителямию?Где вы их сейчас возьмёте?Это одно.Второе-среди воцерковлённых учителей есть такие экземпляры,которых подпускать к детям категорически нельзя.Так что сегодня необходимо иметь дело с теми учителями,которых мы имеем.Заниматься повышением уровня их компетентности в вопросах православной культуры и тем самым содействовать их воцерковлению.
k_istine_icxc
May. 15th, 2013 06:14 am (UTC)
Вы мне даже не возразили! Вы обрисовали проблему иного рода. Православие ради Православия - это худая затея. Нужно воцерковление учителей. И есть проблема - современные молодые учителя практически не воцерковлены. Нас ожидает со временем даже откат на некоторое время.
И Вы невнимательны: "И мне не раз доводилось видеть, как учителя, взявшиеся с энтузиазмом преподавать православную культуры в начале эксперимента, как-то странно отошли от этого".

Вот, что ждет преподавание ОПК по Кураеву. Начав, люди будут уходить! Под разными предлогами, даже обманывая себя самих. Такие учителя никогда не будут отстаивать ОПК... но хуже всего они не будут преподавать настоящую православную культуру.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars