?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Что может дать православная культура школе?


Сын мой! от юности твоей предайся учению,
и до седин твоих найдешь мудрость
Сир.6:18


О духовно-нравственном состоянии современных школьников и системе их ценностей, положительном преимуществе курса "Основы православной культуры" рассказывает Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, тренер преподавателей по курсу ОРКиСЭ.

koshechko-02

Анастасия Кошечко: "Преподавание основ православной культуры в четвертом классе – это очень своевременно, четвертый класс - это как бы рубеж, после которого начинается стремительное взросление школьника. И крайне важно, чтобы это взросление начиналось хоть с какими-то зачатками здоровой духовности и вечными, непреложными нравственными ценностями".


- Молодое поколение отличалось, отличается, пытается отличаться от старших. Это было всегда. А есть ли сейчас принципиальное отличие духовно-нравственного состояния между молодежью нынешней и молодежью двадцать-тридцать лет назад?

- Главную и важнейшую задачу, которую должен обязательно решить молодой человек перед выходом в жизнь – это ценностное самоопределение. Именно то, на какие ценности он будет опираться, определит его будущую жизнь. Вот только в каких условиях это ценностное самоопределение осуществляется?

Тридцать-сорок лет назад, в эпохе определенной доминирующей идеологии была четкая мировоззренческая позиция государства в большей степени с правильным вектором ценностного развития. Была четко сформулированная программа нравственного развития советского гражданина. Не так давно мне попалась в руки книжка "Азбука нравственного воспитания", написанная в конце 60-х годов. Она была ориентирована на начальную школу и на работу с родителями, в ней были прописаны во многом правильные ключевые нравственные ценности (христианские по сути), по которым может осуществляться воспитательная работа. Сейчас этих ценностей либо нет, либо они размыты, либо настоящие ценности заменены суррогатами.

Современным подросткам гораздо труднее, чем тем, кому приходилось самоопределяться лет двадцать-тридцать лет назад. Это связано с теми процессами, которые происходят в современной культуре, в современном обществе.

- Что это за процессы, и неужели они уникальны для нашего времени?

- Да, эти процессы уникальны. Такого раньше не было. Первый знаковый процесс – это глобализация, когда происходит столкновение с чужими национальными, религиозными и т.п. культурами. И тут оказывается, что молодые люди ничего не знают о русской культуре, о культуре Православия!

Быть русским – это не только хорошо говорить на русском языке. Быть русским – это разделять и следовать специфическим ценностям присущим во всей совокупности только русским. Так, например, отличительной чертой русской культуры является соборность, потому что русская культура не индивидуалистическая, не культура одиночек, это культура, строящаяся на ценностном взаимодействии с ближним.

Так вот глобализация приносит для нас совершенно чуждую тенденцию - культуру индивидуализации. Современные дети уже в большинстве своем индивидуалисты. Ты должен выделяться, быть над всеми, быть лидером, быть сильнее и лучше. Сейчас прививается детям идея конкуренции, а не идея взаимодействия на основе любви, взаимопонимания и поддержки.

Второй серьезный процесс, который серьезно влияет на ценностное формирование детей, – это распространение разного рода субкультур и контркультур, которые являются замкнутыми, локальными и достаточно часто декларируют ценности, диаметрально противоположные ценностям традиционной культуры. Это ведет к искажению ценностных представлений, к деструктивным для внутреннего мира личности процессам.

- Почему современные дети так легко оказываются вовлеченными субкультуры и контркультуры?

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars