?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В среду на Масленицу зять приходил в гости к теще на блины. Немногие сегодня помнят эту традицию. Иеромонах Дмитрий Першин, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, рассуждает о том, как Масленица способствует примирению между родственниками и почему разгульный языческий карнавал – затаенная тоска по христианскому покаянию.

maslennitsa-01

Борис Кустодиев. Масленица

Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия. В этом карнавальном разгуле, в плясках и выпивке человек пытался вырваться из своего собственного прошлого, освободиться от накопленных за год ошибок, сбросить годовой груз неправды и зла, и начать с чистого листа писать новую главу своей жизни. Чтобы задобрить силы, отвечающие за счастье в новом году, язычники приносили им человеческие жертвы, дальним отголоском которых является сожжение соломенного чучела.

Но за этим карнавальным надрывом таилась тоска по подлинному покаянию, по настоящему обновлению души – и свое разрешение она получила в христианской традиции.

Из Византии и Болгарии на Русь пришла глубокая и, можно сказать, виртуозная покаянная культура перемены сердца и пересозидания ума. И в этой перспективе масленичная неделя стала преддверием долгого великопостного пути к Пасхе. Вот почему на Масленицу мы не жжем чучела, не пытаемся в пьяном экстазе порвать с обрыдлыми грехами и страстями минувшего года, а идем к теще на блины, к золовке в гости, примиряемся со всеми, с кем за год могли сложиться неприязненные или сложные отношения. И в этом примиренном состоянии испрашиваем друг у друга прощения в Прощеное воскресение, с которого, как мы помним, начинается наше вхождение "во дни печальные Великого Поста". Пост не диета, его задача иная – дать крылья и распахнуть Небо, как будет сказано в воскресном чтении второй седмицы Поста.

Сами по себе гулянья не противопоказаны христианину, христианину противопоказаны бесчинства. По слову апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно". Или как совершенно по-христиански было начертано над доской в кабинете истории в моей тогда еще советской школе: "Голова на то дана, чтобы думала она".

В традиционной культуре было время для гуляний, было время для общения, но была и своя система табу. Было время камни разбрасывать и было время их собирать. Был определенный канон жизни, который давал человеку возможность раскрыть себя изнутри в формах этого канона.

К сожалению в наши дни Масленица приобрела еще один и теперь уже грустный смысл: она напоминает нам о том, что у нас стало очень мало родственников. Часто ли встретишь теперь золовку, деверя, свояка, а вместе с несуществующими родными уходят в прошлое те именования, которыми пестрят, к примеру, "Вечера близ хутора Диканьки". Да что там о свояченицах – для многих "теща" и "свекровь" – неизведанные понятия.


Читать далее...

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars