?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок"
А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"



tale-07Почему я, православный христианин и миссионер, выступаю против "православных" ежиков и именно "православных сказок", написанных конкретным человеком?

Во-первых, потому что Бог, Церковь, Православие, жития Святых – все это не должно ассоциироваться в детской душе со сказкой и мифами.

Во-вторых, упоминание имени Божьего в сказках – это нарушение заповеди: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7).

Часто приходится слышать возражения не в меру "продвинутых" православных, мол, в сказках герои сталкиваются с мифическими существами, колдунами, магами, ведьмами, сами пользуются магией и магическими предметами, а магия - это грех… Сказки якобы опасны для воспитания детей, они могут захотеть заниматься гаданиями и магией. Нужны как раз "православные сказки" без магии и колдовства. Что можно ответить?

Главное предназначение сказки – показать ребенку некую общую модель поведения мужчины и женщины в тех или иных ситуациях. Чтением сказок ребенку прививаются именно эти модели поведения, а не детали их исполнения. Какая в русских сказках модель поведения мужчины на примере Ивана? Будь скромен; скрывай свой ум перед врагами; попав трудную ситуацию, не теряй самообладания; будь упорным в достижения цели; сильных врагов бери умом и хитростью; помогай слабым и этим заработаешь себе верных друзей; не бросай в беде свою любовь; сделал ошибку, имей мужество ответить за них и преодолеть последствия своих ошибок. Во многих сказках достичь цели, выйти из трудной ситуации, герою нельзя без помощи и вмешательства неких высших сил – и это тоже правильная установка.

tale-02


Сказки помогают детям придти к подсознательной уверенности, что всегда побеждает добро и любовь, правда и мужество. Это дает больше уверенности ребенку, ему будет гораздо легче справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Никак нельзя исключать сказки из воспитания детей. Дети мыслят образами, и лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им.

Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Великий русский (и православный!) педагог Константин Ушинский считал, что гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития детей невозможно без сказок. Благодаря сказкам в душе ребенка с логикой срастается добрый поэтический образ, развитие ума идет вместе с развитием фантазии и чувственности. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. При этом он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Поэтому третья причина, почему я против новых православных сказок – их искусственность и оторванность от истинных народных образов (архетипов).

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.

Жизнь маленького ребенка просто обязана быть интересно-сказочной и доброй. Дед Мороз с письмами ему и подарками под елкой. Папа принес с работы шоколадку или яблоко – это зайчик передал или белочка… Уже в 15 – 17 лет на наших детей обрушатся жесткие реалии жизни и сказка уйдет. Но сейчас в свои 40 лет, воспоминая из радостного и сказочного детства радуют сердце, и позволяют легче переносить тяготы жизни. Детская радость и счастье от подарков, таинственно появившихся под елкой, удивление чудом, пока все на улице звали Деда Мороза, приносит великую радость и родителям.

Сказка бережет детскую душу от взрослых проблем этого мира…

Таким образом, повторюсь, главное значение сказки - с помощью образов привить ребенку правильную модель поведения в жизни, а не рассказать о Боге, вере и истинах веры, привить религиозную модель поведения.

Именно поэтому присутствие религиозных моментов, явления святых, упоминание Бога – все это совершенно не уместно, т.к. это противоречит изначальной психологически-воспитательной, а не религиозной сути сказки, не говоря уже о приведенных выше трех возражений.

Религиозным воспитанием родители должны заниматься не через сказки, а через чтение Священного Писания, житий и трудов святых, и дети это должны воспринимать ни в коем случае в контексте сказок и былин.

Будут ли дети приобретать магическое мышление от чтения сказок?

Читать далее...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
vyacheslav_fv
Dec. 8th, 2012 08:32 am (UTC)
Кстати, аниме это настоящая чума для молодежи: католическая прелесть + языческая мерзость.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars