?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По поводу ролика, где протоиерей Олег Стеняев спорит с мусульманами, и последующей полемической статьи Александра Дворкина, могу сказать следующее.
***
Смотрите по данной теме обсуждения:

О границах возможного богословского компромисса в миссионерском делании. На примере беседы протоиерея Олега Стеняева с мусульманскими апологетами - профессор Александр Дворкин

Ответ протоиерея Олега Стеняева профессору Александру Дворкину - протоиерей Олег Стеняев

***kaplan
На мой взгляд, прежде всего, нужно развести понятия христианской миссии в среде мусульман - и христианско-исламского богословского диалога. Это не одно и то же, это разные сферы деятельности, имеющие разные цели. Цель христианской миссии в инорелигиозной среде очевидна: проповедать Христа распятого и воскресшего, проповедать единственно верный путь к спасению. То есть дать людям всю необходимую информацию для того, чтобы далее они сделали свой свободный и ответственный духовный выбор. Подчеркну - не обратить в христианство любой ценой (как, например, это делали иезуиты в Индии, крестя в Ганге под видом браминов), а принести людям Благую Весть. Разумеется, не по принципу "наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай", а добиться подлинного понимания, ответить на все вопросы, снять все недоумения. Понятно, что при этом нужно сообразовываться с уровнем целевой аудитории, нужно говорить понятным им языком, не пытаясь за час объяснить им всё от начала до конца. Иначе говоря, необходима пастырская педагогика (и как в любой педагогике, тут необходим баланс между общими принципами и ситуативным творчеством учителя). А главное - проповедовать нужно не только словом, но и всем своим поведением, всей своей жизнью.

Но дальше - уже дело человеческой свободы. Поэтому, кстати, считаю неправильным судить об успехе миссии по чисто количественным показателям. Миссия - это вообще-то бег на длинную дистанцию.

А вот христианско-исламский (равно как христианско-иудейский или какой ещё) богословский диалог имеет другую цель. В чём-то близкую, но не ровно такую же. Цель такого диалога - разрушить в людях чужой религиозной культуры ложные стереотипы о нашей вере, стереотипы, мешающие нам жить вместе в одной стране, на одной планете. Чем лучше мы будем друг друга понимать, тем меньше между нами будет конфликтов. А поскольку любая культура вырастает из религиозной традиции, то невозможно понять поведение и систему ценностей человека, не зная, откуда они выросли, на какой почве. Откуда же узнать эту почву? Удобнее всего в диалоге с образованными представителями данной религиозной традиции. "Мы верим в то-то и то-то, поэтому в таких-то ситуациях действуем так-то и так-то, при этом вот это для нас принципиально и нерушимо, а вон тем можем поступиться ради мира и согласия". То есть задача чисто посюсторонняя, речь не идёт ни об обращении оппонентов в свою веру, ни о согласовании вер, т.е. приведении их к какому-то общему знаменателю.

К сожалению, иногда некоторые миссионеры делают то, что можно назвать "выстраиванием хрислама" (слово "хрислам" как попытку синтеза христианства с исламом употребил Честертон в романе "Перелётный кабак"). То есть пытаются показать христианство как нечто, ничем по сути не противоречащее исламу, а отличающееся лишь терминологией и культурной традицией. Понятно, что это противопоказано христианской проповеди - какой в ней есть смысл, если ислам ничем не хуже христианства? Но это противопоказано и делу нормального христианско-исламского диалога. Если мы стремимся адекватно понять других и стремимся, чтобы нас поняли адекватно - тогда незачем льстить оппонентам и искажать суть своей веры. Да, с людьми нужно говорить на понятном им языке, но при этом нередко придётся говорить неприятные им вещи.

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars