?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Эта писанина пишется Мной для того,
чтобы люди наши ея как таковую читали,
ей верили и старались сами себя таким сделать"
Порфирий Иванов


1. "унего мысел не такая как унас свами"

ivanov-01В России и странах СНГ процветает и вовсю действует движение "ивановцев", сложившееся вокруг Порфирия Корнеевича Иванова и его учения, о котором и пойдет речь в этой главе. В Москве ивановцы собираются по воскресеньям, в частности, в парке Выхино в домике для моржей, который руководство парка предоставляет в их пользование. О своей приверженности к ивановству заявляет жена президента Казахстана Назарбаева [1], о нем же по всем телеканалам рассказывал предприниматель Владимир Довгань - президент названной его именем компании.

Ивановство прежде всего известно как система закаливания - обливания холодной водой - и здорового образа жизни. Но закаливание и обливание придумал не Иванов - о пользе этих процедур для здоровья знали еще, наверное, в каменном веке. Поэтому, рекомендуя обливаться, Иванов не открывает ровно ничего нового. А вот о подлинном лице ивановства, о его религиозной, сектантской сущности люди, как правило, не подозревают. Но на самом деле "закаливание по Иванову" является лишь внешним выражением вполне законченной системы веры, основанной на писаниях самого Иванова и разработанной "открывшими" его московскими и питерскими техническими интеллигентами (как правило, прошедшими уже начальную обработку в тех же рериховских, уфологических и прочих оккультных кружках). В тоске по посконной народной мудрости они припали к этому источнику, из которого стали черпать. И начерпались. Из этих интеллигентов и состоит внутренний весьма жесткий круг ивановцев, фанатично следующий наставлениям "Учителя". Внутренний круг глубоко законспирирован, и мы о нем почти ничего не знаем. Но, во всяком случае, по отношению к христианству настроен он чрезвычайно воинственно и враждебно. Согласно ивановцам, христианство - это "мелочное учение смерти и могилы... мертвецом пришедшее на Русь, которое необходимо преодолевать и изживать" [2].

Иванов оставил после себя более 300 рукописных тетрадей, которые распространяются в основном ксерокопированием. Некоторые из них были изданы типографским способом. Понять в них что-либо очень сложно: так как Иванов полностью обожествлен, его последователи сохраняют орфографию, пунктуацию и стилистику своего учителя, особенность которых - полное отсутствие какой-либо орфографии, пунктуации и стилистики. Мысли у автора мешаются, одна бредовая теория следует за другой, зачастую полностью опровергая друг друга. Вот, например, начальные строки дневника Иванова, которым открывается одна из изданных его последователями книг:

1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другом человеку что это даст впоследствии по моему излогу по Ивановому выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ей своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка не надо нам любит одну сторону надо любит обеи стороны [3].

Как справедливо заметил диакон Андрей Кураев: "Что ж, действительно, "мысел унего не такая как унас свами". Но зачем же психически больного человека выдавать за "Учителя"?!" [4] Нужно сказать, что с нравственной точки зрения тяжело дискутировать с писаниями Иванова: разве можно иронизировать над тяжело больным человеком? По-хорошему место тетрадей Порфирия Корнеевича в архиве больницы имени Кащенко или Института Сербского, чтобы по ним учились будущие психиатры. Но ивановство своими обещаниями здоровья и счастья привлекает к себе множество людей, и ради этих соблазняемых душ необходимо объяснить, что следование учению Иванова, представляемому как система закаливания, может привести к самым тяжелым последствиям, причем не только к психическим болезням, но и к одержимости и, в конечном итоге, - к гибели души. Именно поэтому в этой главе так много цитат - я даю возможность Иванову самому говорить о себе и за себя, ибо то, как говорит Иванов, не менее важно, чем то, что он говорит.

2. "Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе"

В 1991 году стремительно "оккультизировавшийся" журнал "Наука и религия" (№ 2-3) опубликовал беседу с несколькими ивановцами. Вот выдержки из нее:

Кор.: Здесь... рядом с именем П. К. Иванова прозвучало слово Бог. В телевизионной передаче... одна из ее участниц назвала П. К. Иванова Богом. Говорят о нем как о Богочеловеке... Система стройная (? - А. Д.) и вызывает доверие (! - А. Д.). Но почему в ней появляется идея Бога?
ivanov-06

A. Ю. Бронников, военный инженер (Москва): Во все времена люди чувствовали, что существует некое Высшее Начало жизни, которое поворачивает жизнь не так, как хотят люди, а так, как должно быть. И это высшее начало, назовем его также Эволюционным законом, люди обозначили словом "Бог"... И вот, когда эти абсолютные качества, высокие понятия воплощаются в одном человеке максимально, и это видно всем, люди говорят, что Бог пришел на Землю. Так было 2000 лет назад, когда на Земле родился Иисус Христос. Обстановка ныне на Земле изменилась, эволюционный момент другой, и нам мало того закона, который нес в своем учении Иисус Христос. <...>

Читать далее...

Tags:

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars