?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Примерно два месяца назад я увидел по каналу YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=snH0RXRY4w4) беседу известного московского миссионера протоиерея Олега Стеняева с некими мусульманами Харуном ар-Руси и Искандером Яфиси (ее дата и место проведения там не указывались, но подозреваю, что она прошла достаточно недавно).

Все, что протоиерей Олег говорит в ходе этой беседы (и о чем он умалчивает), вызывает шок и недоумение. Я показывал видеозапись самым различным православным христианам: от простых верующих (в том числе бывших мусульман) и студентов богословия до маститых протоиереев и спрашивал их мнение. У всех она вызывала те же самые чувства, что и у меня: каждый признавал, что в этой беседе выпускник Московой духовной академии и протоиерей Православной Церкви излагает православную веру так, что ни от Православия, ни от вообще христианства в ней почти ничего не остается. Поскольку упомянутая видеозапись находится в публичном доступе и, как, оказалось, смущает очень многих, я решил, разобрав сказанное в ней, поразмышлять на тему, указанную в заголовке. Чтобы читающие этот текст могли увидеть цитируемые мною отрывки в контексте, я прилагаю распечатку всех ключевых моментов беседы.

Итак, протоиерей Олег Стеняев начинает изложение христианской веры со следующих слов:

"Мы христиане учим, что Божественная Сущность Она одна - не две, не три, а именно одна Божественная Сущность. Но которая, эта Божественная Сущность, Она проявляет Себя как абсолютная творческая забота о всем роде человеческом - то, что мы называем словом Отец; как Божье Слово творческое - то, что мы называем Логосом или Сыном; и как Божественная Сила, действующая во вселенной - то, что мы называем Духом Святым".

Категорически неверно! Мы верим в Три Божественных Личности (Ипостаси) – в Триединого Единосущного Бога, а не в безличную "Сущность", которая проявляет себя, как некие свойства (забота, сила и т. п.), действующие во вселенной. То, что проттоерей Олег изложил под видом христианской веры, называется ересью модализма (савеллианства), которая была многократно осуждена Церковью, начиная с Александрийских соборов 261 и 262 г.

Затем священник-миссионер продолжает:

"Но при этом, если какой-то христианин скажет, что это три Бога, он будет объявлен еретиком. Была такая ересь - мархиане. Мархиане, они говорили, что есть три Бога: Отец - это один Бог, Сын - это другой Бог, Святой Дух - это третий Бог. Эту ересь Церковь осудила".

Ереси "мархиан" Церковь не знает. Вероятнее всего прот. Олег имеет в виду монархиан. Однако монархиане не учили об отдельном существовании трех Богов. Монархианство, осужденное на соборах в Антиохии в 264-265 гг. и в 268 г., считается разновидностью исповеданного им модализма. Оно учило о вторичности Сына и Духа по отношении к единоначалию (монархии) Отца. Т. о., признав, что Церковь осудила монархиан, прот. Олег невольно признал осуждение его собственных (высказанных в беседе) идей.

Далее, излагая свое личное представление о христологии, священник-миссионер грубо исказил богословскую позицию монофизитов (армян и коптов). Казалось бы, какое нам до этого дело? Пусть сами армяне и копты уличают его в подтасовке. Однако его дальнейшие слова показывают, что такое искажение связано с его собственными богословскими взглядами. Вот, что он говорит:

"Церковь осудила монофизитов и Церковь сказала, что это ересь. Божество никогда не может соединиться с материей, с тем, что называется телом. Поэтому православные провозгласили принцип неслиянности Божественного и человеческого на любом этапе богообщения, будь то в Иисусе Христе, или в разных других пророках. То есть Бог, хотя Он и вездесущ, Он нигде, по христианским понятиям, не соединяется с материальным миром. Он не становится частью материального мира, равно как и материальный мир не становится частью Бога".

Тут даже не знаешь, с чего начать. Очевидно, говоря о "неслиянности" Божественного с человеческим во Христе (ниже протоиерей Олег многократно возвращается к этой идее), он имеет в виду Халкидонский орос. Но тогда почему, он умалчивает о трех других негативных определениях Халкидонских отцов: "<исповедуем> Одного и того же Христа, Сына Божия Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо". Цитируя Халкидон таким образом, прот. Олег повторяет несториан, утверждавших, что в одном просопоне Иисуса несоединимо существовали "два сына: сын Марии и Сын Божий". Такую позицию священник-миссионер излагает и неоднократно подчеркивает далее в беседе. Например, так:

То есть, вот эта дистанция она сохраняется: Человек Иисус Христос и миссия Божественного Логоса в этом мире неслиянна, неслиянна.

Но если во Христе божественное не соединилось с человеческим, то чему протоиерей Олег причащается (и причащает своих прихожан) на Евхаристии? Плоти и крови "человека Иисуса Христа" (да не будет!)? Страшно себе представить к каким кощунственным выводам приводят эти его слова!

И, наконец, самое страшное: "…будь то во Христе, или в разных других пророках". В каких это "разных других"? То есть Господь Иисус Христос для православного протоиерея лишь один из целого ряда "других пророков"? Тут уже не несторианство. Хотелось бы назвать это арианством, но даже ересиарх Арий не ставил Господа Иисуса Христа в ряд с другими пророками, считая, что у Него совершенно особое положение среди всей твари, к которой он Его причислял. Слова же прот. Олега фактически вообще отрицают христианство, ибо если Христос "один из пророков", то вера наша теряет всякий смысл. Остается только обращаться в ислам.

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars