?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В редакции газеты "Православная Пермь" гость - известный исследователь современных религиозных деноминаций, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, глава информационно-консультационного Центра св. Иринея Лионского, писатель и сектовед Александр Дворкин. Профессор Дворкин делится с нашими читателями своим видением современной религиозной ситуации в России.

dvorkin-08


- Александр Леонидович, верно ли, что именно Вам принадлежит термин "тоталитарная секта"?

- В далеком 1993 году я проводил одну из своих первых конференций, посвященных деятельности сект, и в названии употребил этот термин. Я не знал, что такого термина не существует, настолько очевидным он мне казался. Видимо, название "тоталитарная секта" показалось очевидным не только мне, так как все и сразу начали его употреблять. Я думаю, если б я не ввел его тогда в научный обиход, это сделал бы кто-нибудь другой.

- "Тоталитарная секта - организация, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности". Такое определение дают нам словари. Прошло уже двадцать лет. Изменилась ли с тех пор ситуация с развитием сектантства в России?

- Изменилась, причем очень сильно. В 90-е годы на вопрос, что такое секта, русский человек обычно отвечал, что это какая-то тайная организация за границей. Современный человек на этот вопрос ответит уже по-другому. Иностранные секты, пришедшие к нам из-за рубежа, уже прилично "обрусели" и позиционируют себя как русские. Когда я 20 лет назад начинал заниматься сектами и остро нуждался в информации, мне приходилось связываться с зарубежными специалистами той страны, откуда эта секта появилась, и просить, чтоб мне выслали информацию почтой, ведь Интернет тогда еще не был распространен. Помню, я ездил в Данию, где тогда находилась самая мощная антисектантская организация на Западе. Я сидел в тамошнем архиве, с утра до вечера ксерокопировал материалы, а потом привозил в Россию чемоданы ксерокопий. Так формировался наш собственный архив. Конечно, какие-то книги мне удавалось привезти, но чаще всего информацию было очень трудно раздобыть. Теперь начался обратный процесс: часто со мной связываются зарубежные сектоведы или представители правоохранительных органов и просят информацию по нашим, отечественного производства, сектам, которые уже действуют в их странах. Оказывается, многие наши секты открывают филиалы на Западе.

- Какие российские секты самые мощные?

- "Наши" секты делятся на два вида: те, которые действуют только на постсоветском пространстве, и те, которым нужна всемирная слава. Внутри страны активнее всего работают "анастасийцы", "виссарионовцы" и целый блок коммерческих культов, которые действуют под видом косметических компаний. Самые известные из них - Амвэй, перехватившая эстафету у Гербалайф, и Тенториум.

В Пермском крае наиболее развиты неопятидесятнические движения, такие, как, например, "Новый Завет", "Новое поколение".

- Как получается, что человек становится сектантом?

- Раньше основным методом привлечения новых адептов в секту была уличная вербовка. Теперь на улицах пристают гораздо реже. Многие считают, что сектантская экспансия пошла на спад, однако это не так: уличная вербовка была лишь первой стадией сектантского утверждения, сейчас она отошла на второй план, сохраняясь лишь у нескольких сект, например у "Свидетелей Иеговы". В наше время появились новые методы вербовки, гораздо более эффективные - например, Интернет и привлечение через друзей и знакомых. Это намного эффективнее уличной вербовки: кто что-то заподозрит, если друг приглашает на бесплатный концерт или в Интернете попадается интересное объявление, вроде бы ни к чему не обязывающее?

Читать далее...

Tags:

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars