k_istine_icxc (k_istine_icxc) wrote,
k_istine_icxc
k_istine_icxc

Святоотеческое отношение к болезни

Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, "ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни" (Сир. 38: 33–34). И вообще "воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие" [1].

ikon-04

Исцеление Господом слепорожденного

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: "Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению" [2].

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: "Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились" (Иер. 30: 15).

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном (Ин. 9: 1–7). Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: "Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре" [3]. "Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин"[4].

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: "Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою" (2 Мак. 9:11).

"Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение" [5]. Тогда недугом "поражается плоть, чтобы исцелилась душа"[6]. Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: "Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной" [7].

Нередко бывает, что "когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа" [8]. "Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших", – писал преподобный Макарий Оптинский [9]. "Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов" [10].

Читать далее...

Tags: Основы Православия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments