?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В позапрошлом номере газеты "Честное слово" мы писали о святом князе Владимире, крестившем Русь. За основу статьи было взято фундаментальное исследование историка Алексея Карпова "Владимир Святой".


Икона "Крещение Руси" в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга

Его работа написана в том числе на основе новейших археологических открытий. В статье было показано, что наши предки - славяне-язычники - не были такими уж "белыми и пушистыми", какими их модно выставлять сегодня. Ведь в древних ритуалах славян вплоть до XIII века практиковались и человеческие жертвоприношения. В том числе приносили в жертву богам и детей. Впрочем, такое явление было характерно для языческих культов всех народов мира. Но тем больше подвиг наших предков, отказавшихся от темного "предсредневековья", принявших христианство и вместе с великим князем переживших внутреннее преображение. Сегодня мы поговорим об их выборе.

Как отмечают многие ученые, вопрос о распространении христианства в Древней Руси до ее официального крещения князем Владимиром относится к наиболее сложным и дискуссионным в отечественной истории. Но коснуться этой темы необходимо, иначе мы не сможем объяснить себе мотивы будущего выбора киевского князя. Кроме того, данная тема интересна еще и тем, что на обывательском уровне о ней знают немногие. В умах многих людей существует, как правило, лишь представление о том, что до "выбора вер" на Руси были лишь только язычники, а потом все по мановению волшебной палочки вдруг стали христианами. Ведь понятно, что, приглядываясь к христианству и примеривая на себя это учение, князь Владимир должен был учитывать историю его взаимоотношений с Русью.

Известно, что христианство стало проникать в земли восточных славян довольно рано. Византийские источники сообщают о том, что Русь приняла одно из "крещений" еще во второй половине IX века, за сто лет до рождения Владимира Святого (напомним, что официальной датой Крещения Руси Владимиром считается 988 год). Это произошло при константинопольском патриархе Фотии (который занимал кафедру дважды: в 858-867 и 878-886 годах) или его преемнике Игнатии (867-877).

Первое и наиболее авторитетное свидетельство на этот счет принадлежит самому Фотию и содержится в официальном документе - "Окружном послании", с которым патриарх обратился к иерархам Восточной церкви в начале 867 года. Фотий, в частности, заявил, что и "так называемый народ Рос", то есть те, кто еще недавно дерзнул поднять руку на Ромейскую державу (Римскую империю), ныне "переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан" и даже "приняли… у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам".

Когда произошло это обращение, точно неизвестно. Но во всяком случае, оно последовало за упомянутым Фотием нападением русов на Константинополь. Стоит отметить, что это событие, потрясшее своей внезапностью и приведшее в ужас византийцев, точно датируется июнем 860 года.

Другое свидетельство принадлежит писавшему значительно позже императору Константину Багрянородному (годы жизни 905-959). Именно этот император составил "Жизнеописание" своего деда - императора Василия I Македонянина (оно вошло в "Хронику" так называемого "Продолжателя Феофана"). Константин, как и другие византийские авторы, вслед за ним приписывал обращение русов уже не Фотию, а его преемнику и политическому противнику патриарху Игнатию и императору Василию, покровителю Игнатия.

Константин привел и некоторые подробности этого события. Так, по его словам, русы потребовали от прибывшего к ним архиепископа, чтобы тот совершил какое-либо чудо, например, бросил в огонь святое Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это, рассказывал Константин. "Прошло немало времени, и когда погасло пламя, нашли святой том невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим... Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению". Эта подробность попала и в более поздние византийские хроники и исторические сочинения, а через них (в XVI веке) - и в русские летописи.

"Сколько "Крещений Руси" имело место в IX веке, не ясно. Возможно, Константин просто приписал своему деду и патриарху Игнатию то, что в действительности совершили убитый Василием император Михаил III и недруг Василия Фотий. Но могло быть и так, что оба патриарха независимо друг от друга направляли миссии к различным группам Руси, и обе миссии добились определенных успехов. В русской исторической литературе крещение (или крещения) Руси IX века обычно связывают с именем киевского князя Аскольда. Но если говорить строго, то для утверждения о христианстве Аскольда у нас недостаточно данных. Дело в том, что до сих пор остается не до конца ясным, какие именно русы напали в 860 году на Константинополь и, соответственно, какие именно русы приняли крещение несколькими годами позже. Литература по этому вопросу огромна", - пишет Алексей Карпов.

Читать далее...

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars