Тезис о сращивании Церкви с государством стал разменной монетой. Его используют в осуждение православной Церкви в любом разговоре о вере или верующих. Многократным повторением его хотят сделать аксиомой, нимало не пытаясь хоть как-то обосновать и доказать. Всё это наталкивает на мысль о том, что борьба за очищение Церкви превращается в борьбу с государством как институтом.
О политических подлогах и о том, как под видом стремления отделить Церковь от государства скрывают жесткое реальное намерение отделить православие от общества (т.е. остановить миссионерство) я подробно говорил в статье "Клирики и граждане". Повторять не буду.
Замечу только, что церковно-государственные отношения не сводятся к появлению Путина на Пасхальном богослужении. Никто не видит огромного пласта непубличного общения представителей Церкви с представителями власти. Почти всегда отстаивать интересы Церкви приходится в очень жёстких переговорах. За закрытыми дверями никто с нами не церемонится и не соблюдает этикета. Но переговоры необходимы. Взять, например, институт капелланов. Приняты все необходимые решения, а укомплектование кадрами тормозится. Почему? Ответа нет. Можно, конечно, вспомнить визит министра обороны в Рязанское десантное училище, но мы не будем делать глобальных выводов из той антицерковной выходки. Необходимо дальше вести переговоры, настаивать и добиваться
Читать далее...