?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как – то на уроке литературы по славянскому фольклору, затронув тему верований славян и их обрядов, я рассказала в том числе и о языческом обычае "кормить покойника" – носить на могилу еду, поливать ее водой, молоком, вином, чтобы так поддерживать существование умершего. У славян, как известно, был культ почитания предков, вера в то, что умершие родственники, если исполнять все необходимые обряды, оберегают своих живущих потомков, могут предсказать будущее, являются могущественными хранителями рода. Даже поминальный пир, тризна, имел значение обязательной жертвы мертвому и был призван отогнать злые силы от живущих. На это одна из учениц в полном недоумении возразила: мы тоже так делаем, но мы не язычники, мы крещеные.

Так, с выпиской поминать нельзя - это скорбь для усопшего

Мы крещеные… Мы православные… Так почему мы не знаем, как вести себя в храме, что особенно бросается в глаза в праздники, почему не можем объяснить, во что мы верим, для чего участвуем в Таинствах, прикладываемся к иконам?!

Главная причина – отсутствие знаний основ православной веры, подмена веры суевериями, нарушающими первую заповедь, которая гласит: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим"(Исх. 20:2-3).



Мы живем в языческом мире, где люди ходят к колдунам, гадалкам, сверяют жизнь с восточными гороскопами. Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается. Отношение к ним в обществе можно назвать приподнято-поэтическим, как к древней народной мудрости или фольклору. Кроме того, 70 – 80 лет борьбы с Церковью в XX веке занесли в церковную среду новую волну различных суеверий, предрассудков, "смешанных" с современными учениями. Часть интеллигенции вообще хотела бы перестроить Церковь в соответствии со своим душевным складом, превратить ее в некий социально-просветительский институт и занять в нем учительские позиции. Ей не нравится церковный догматизм и каноничность. Несовременными и навязчивыми кажутся и церковный устав, и чинопоследование, и вся церковная дисциплина: необходимость посещать богослужения, участвовать в Церковных таинствах, молиться на церковнославянском языке. В таинствах она видит чуть не магию и суеверия, пригодные лишь для "невежественных" старушек и простаков. Тоталитарным кажется ей и сам церковный обряд, который она воспринимает, как некую условность, декоративную театральность. Церковному обряду такие люди охотнее бы предпочли нечто вроде душеполезной образовательной лекции или беседы "о духовности".

Святые отцы учат, что одним умом человек не может дойти до правильного познания Бога. Ум необходимо смирять в послушание Церкви, нужно покорять его святому откровению полностью, а не как хочется. Таким образом, христианство требует серьезной душевной и духовной работы, знания основ веры, ее догматов. Поэтому намного легче жить языческим логическим сознанием.

По определению энциклопедического словаря, суеверие – это вера в таинственные свойства и волшебную силу предметов, явлений и процессов окружающего мира, в магическую силу отдельных людей. Они являются следствием сохранения в сознании многих поколений людей первобытных верований. Проявление суеверий – вера в чудеса, совершаемые колдунами, толкователями снов, в сглаз, в гадания (хиромантия, френология, гадания на картах), а также вера в предзнаменования, в оборотничество и т.п. Прочитав такую словарную статью, можно подумать, что суеверие вполне закономерное культурно – историческое явление. Своего рода рудимент, доставшийся нам от культуры предков – не более того.

Протопресвитер Георгий Шавельский же определяет суеверие как суетную, пустую, ложную веру. Источник суеверий видит в удалении человека от истинного света, в потере им настоящего религиозного знания. Так объясняет святой апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия. Сущность суеверия заключается в том, что суеверный человек присущее только Богу приписывает Его творению и, вместо того чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. При всей своей кажущейся иногда невинности и незлонамеренности, суеверия далеко не безопасны для веры. Они затемняют духовный взор и загрязняют веру, ослабляют надежду на Творца, отклоняют одержимых ими от руководства Церкви, извращают у них здравые, согласные с христианским учением нравственные понятия, а иногда плодят пороки или ведут к преступлениям.

Загрязняя веру, суеверия обычно в большей или меньшей степени влекут за собой понижение или извращение нравственности.

Большинство суеверий досталось нам от наших предков – язычников, другие развились в христианскую эпоху, появились в атмосфере религиозного невежества или на почве болезненно мистических устремлений и переживаний таких верующих, которые не удовлетворяются упованием на волю и силу Божию, но ищут видимых и скорых знамений и чудес в обыкновенных вещах природы. Обрядоверие, довольно обычное у нас, заключает в себе некоторые элементы суеверия, если не сказать, что оно является одним из видов суеверий. Однако какими бы путями суеверия ни проникали в наше сознание, они всегда осуждались истинной религией.

Читать далее...

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars