?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

В последнее время в ряде изданий появились подборки пророческих высказываний подвижников благочестия, в частности, великого Саровского старца преподобного Серафима. Известно, что Саровский Чудотворец обладал великим даром пророчества. Эти пророчества относятся как к судьбе Дивеевской обители, так и к грядущим судьбам России. Многие из них собраны в труде митрополита Серафима (Чичагова) "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" (1896, 1903) и в книгах Сергея Александровича Нилуса "Великое в малом" (1903, 1905), "На берегу Божией реки" (том 2, Сан-Франциско, 1969). Однако отыскиваются и новые тексты, существенно дополняющие собрание пророчеств Преподобного.

Одной из последних находок явились два документа, обнаруженные в бумагах священника Павла Флоренского. При рассмотрении их оказалось, что попали они к о. Павлу, возможно, не без помощи С.А. Нилуса (1862-1929), близко знавшего Елену Ивановну Мотовилову (†1910), вдову "служки Серафимова", Николая Александровича Мотовилова (1808-1879), благодетеля Дивеевской обители. Н.А. Мотовилов (человек, мягко говоря, не без странностей, ныне широко известен среди православных как собеседник Преподобного, доверившего ему сокровенные мысли о цели христианской жизни) оставил многочисленные записки, в которых излагал содержание бесед и высказываний старца Серафима. Недавно к этому корпусу текстов добавилась еще и переписка Мотовилова с императорами Николаем I и Александром II (опубликована мною в книге "Служка Божией Матери и Серафимов". М., 1996). В переписке также имеются предречения Преподобного о грядущих российских и всемирных событиях.



Николай Александрович Мотовилов (1808-1879)

Самым пристальным читателем и притом самым авторитетным публикатором Мотовилова был С.А. Нилус. Именно ему в 1902 году Елена Ивановна передала для разбора короб рукописей своего покойного мужа. Из этого короба им была извлечена и опубликована знаменитая теперь беседа Преподобного "О цели христианской жизни" - первая публикация в газете "Московские ведомости" (май 1903 года). "Великая Дивеевская тайна" находилась в бумагах Сергея Александровича, которые проделали длинный и трудный путь за океан, и напечатана была впервые в Сан-Франциско в 1969 году тщанием племянницы жены Нилуса, Еленой Юрьевной Карцовой. Летом 1990 года мною была подготовлена к печати, а 21 сентября того же года опубликована в газете "Московский литератор" записка Н.А. Мотовилова "Антихрист и Россия" (заголовок дан публикатором), сохранившаяся в архиве о. Павла Флоренского. Эта крайне сомнительная записка достаточно широко ходила по рукам в предреволюционное время, читалась она и после ужасного Октябрьского переворота. Так, по воспоминаниям княгини Н.В. Урусовой она видела эту записку в 1918 году у замечательного историка церковного искусства графа Ю.А. Олсуфьева, с которым встречалась тогда в Сергиевом Посаде. Из этой записки запомнилось ей предречение Преподобного "о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было там сказано и о помиловании и спасении России" (см. журнал "Русский Паломник" Валаамского общества Америки. 1990. № 2. С. 94). Приведем подлинные слова Старца из той самой записки, известной ныне под заглавием "Антихрист и Россия".



"До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольется. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе". Это пророчество святого Серафима не вызывает сомнения в подлинности его слов, ибо Н.А. Мотовиловым помечено: "по точному выражению о. Серафима". Но далее в той же записке следуют рассуждения самого Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве Гога и Магога, "пред которым в трепете все народы будут", о переделе мира и невиданном расширении Российской Империи, о рождении антихриста "между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван "Москво-Петроградом"", о созыве Восьмого Вселенского Собора "для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий", цель которых "подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром", антихристу. Далее в записке повествуется о том, что "евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые, прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих". Эти мессианские народы, по мнению Мотовилова, возлюбленные перед Богом, но во времена антихриста лишь славяне "удостоятся великого благодеяния Божия" за то, что не приняли сына погибели. И воцарится русский "всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле".

Подчеркнем еще раз, что эти "пророчества" к преподобному Серафиму не имеют никакого отношения!

Рассуждения Н.А. Мотовилова на эсхатологическую тему вполне соответствуют его умонастроению 60-х годов XIX века, когда создавались им "Великая Дивеевская тайна", дополнение к ней и эта записка. Приписывать его рассуждения о "всеславянском царстве Гога и Магога" преподобному Серафиму нет никаких оснований. К сожалению, некоторые околоцерковные издания одним росчерком пера приписывают преподобному Серафиму слова, которых он не изрекал. Панславизм, как идейное течение, главенствовал в среде русских просвещенных людей в основном в 60-е годы XIX столетия, в годы, когда Н.А. Мотовилов воссоздавал по памяти подробности устного общения с великим саровским прозорливцем, сбиваясь при этом на высказывания других подвижников благочестия. В случае с его запиской "Антихрист и Россия" однозначно угадываются эсхатологические рассуждения другого человека, возможно Антония Воронежского, архиерея великого и человека тонкого ума. Об этом намекает и сам Мотовилов, обозначая свою поездку в Воронеж 1834 годом, когда и состоялась его беседа с епископом Антонием. Заметим дату: 1834 год, время, когда уже давно не было в живых старца Серафима (скончался 1 января 1833 года).

Не изрекал Преподобный и того, что сказано в последнем абзаце записки Н.А. Мотовилова: "Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист: бесочеловек, сын блудницы Данова поколения и сын диавола через искусственное переселение к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождества антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит мир, что он есть настоящий антихрист".

Эта стилистическая фигура целиком принадлежит самому Мотовилову и никому другому, ибо наши духоносцы свои выводы делали на основе Священного Писания и учения святых Отцов, и ежели присовокупляли суждения по тому или иному вопросу собственные, то они нисколько не противоречили православному священному Преданию. Согласно священному Преданию, антихрист родится не в среде славянских народов, а будет поставлен от евреев, возгнетающих "тайну беззакония". Надо сказать, что первым, кто предостерегал от неправильного понимания записки Мотовилова "Антихрист и Россия", был Михаил Шумский. Он по свежим следам публикации документа в "Московском литераторе" сразу выступил в той же газете со своим несколько раздраженным, но по сути правильным письмом. Некоторое время спустя игумен Андроник (Трубачев) также высказывался по поводу этой публикации (см.: "Литературная учеба". 1991. №1. С. 134).

Если рассматривать записку Н.А. Мотовилова "Антихрист и Россия" в целом, то кроме первого абзаца, процитированного в самом начале настоящего обзора, великому саровскому старцу ничего другого не принадлежит, в том числе и мысль о созыве в конце времен Восьмого Вселенского Собора "для объединения и воссоединения Святых Божиих Церквей". Согласно православному Преданию и высказываниям многих подвижников благочестия, так называемый "Восьмой Вселенский Собор" будет собором экуменическим и обновленческим. Так что будем бдительны. Заметим, что и в письме Мотовилова к Императору Александру II звучала та же его мысль (см.: "Служка Божией Матери и Серафимов").

Читать далее...

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars