?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Израиле ненавидят "черных" больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим - "богобоязненные". Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?



Как живут ультраортодоксальные евреи в Израиле. Фото: Bernat Armangue / AP

***

Примечание МС. Хороший материал для понимания современных иудейских ревнителей веры, сынов фарисеев Евангельских времен. Не могу не обратить внимание на то, насколько сильно начали оказывать в последние полвека влияние ортодоксы как в иудаизме, так и в исламе на общественную жизнь (в том числе из через высокую рождаемость). Что-то не очень сильно ощущается в России влияние ортодоксальных православных христиан. И как разрозненны православные в России. Есть о чем задуматься.

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Матф.5:13 ).

***

Больше не экзотика

Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал - Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.

Светские иерусалимцы жаловались, что город "чернеет". Через какое-то время "почернел" я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать "мы", нежели "они".

Как Израиль справляется с нелегальной миграцией

Поначалу кажется, что все одеты в униформу, на самом деле здесь множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. И у каждой группы "униформа" своя. Дресс-код - важнейшая составляющая израильской жизни. Это касается не только харедим, но их - в особенности. "Толдот Аарон" - в полосатых халатах, вижницкие хасиды - в круглых шляпах, литваки - в итальянских костюмах и шляпах борсалино… Кто есть кто - сразу видно по одежде. Живут, как правило, тоже компактно. Чисто "харедными" населенными пунктами считаются Бней-Брак, Бейтар-Илит, Кирьят-Сефер. В других местах возникают и растут "черные" кварталы.

"Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты", - не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно "русскими" харедим. Самый известный - иерусалимский район Рамот.



Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим. Фото: Ammar Awad / Reuters

Коммунизм без ТВ

Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. "Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят", - говорит 10-летний Йоси. Школа - самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь - на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: "А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?" В этих условиях директору школы проще "попросить" того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.

Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, - это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее "токсичным" предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти "блага цивилизации" многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают "кошерный интернет", в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.

Несмотря на все это "мракобесие", многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих "простую, бесхитростную веру", еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.



Фото: Ronen Zvulun / Reuters

Изучение Торы - главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, - более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей - за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники - поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество "гмахов" - мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные "гмахи", где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни - вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.

Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни "соблюдающего" еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины - и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.

Читать далее...

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars